мета-тэг

Ра z говорник

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Латвия (Latvija)

Сообщений 241 страница 270 из 364

241

http://rus.delfi.lv/news/daily/politics/prezident-okkupaciya-byla-obsuzhdat-zdes.d?id=27529433
Президента Валдиса Затлерса удивило заявление мэра Риги Нила Ушакова (ЦС) о том, что вопрос о признании факта оккупации должны решать историки.

"Оккупация Латвии — это факт, который хорошо известен в каждой латвийской семье, которая жила здесь в 1940 году. Тогда этот факт на международном уровне и в письменной форме признали 29 стран", — заявил президент.

По словам главы государства, "факт очевиден и нет смысла его обсуждать".

Отвечая на вопрос журналиста, может ли Ушаков стать премьер-министром Латвии, Затлерс сказал: "Все в руках избирателей".

Как уже писал портал Delfi, после посещения Музея оккупации Ушаков достаточно сдержанно высказался на тему событий 1940 года. Как сказал мэр, в 1940 году произошла антидемократическая инкорпорация Латвии в состав СССР, а о том, была ли это оккупация или нет, судить должны историки. Он подчеркнул, что нельзя простить злодеяний сталинского режима в Латвии, однако не следует переносить преступления режима на простых людей.

0

242

Немцова оштрафовали. Кто следующий? (0)

     
За несоответствующее должности знание латышского языка административное наказание будет применено к вице-мэру Даугавпилса Григорию Немцову. Так руководитель отдела по контролю Центра государственного языка А. Курситис сказал, что г-ну Немцову придется заплатить штраф.

О размере штрафа г-н Курситис распространяться не стал, сказав лишь о том, что он может варьироваться от 25 до 50 латов. Следующая встреча представителей Центра государственного языка с Г. Немцовым состоится через полгода. В случае, если за это время г-н Немцов в совершенстве не овладеет латышским языком, он вновь будет оштрафован. На сей раз, размер штрафа может составить 100-200 латов.
Следует отметить, что знание латышского языка депутатов, председателя городской думы и его заместителей, исполнительного директора мэрии, руководителей структур самоуправления и бюджетных учреждений должно соответствовать уровню С второй категории. То есть, как отметил А. Курситис, человек должен владеть государственным языком почти как своим родным.
На сегодняшний день проверку на знание государственного языка успешно прошли четверо народных избранников: Л. Смыкова, Ж. Кулакова, И. Шкинч и В. Азаревич.
С остальными депутатами в понедельник встретиться инспекторам не удалось. «Кто-то находится на больничном, кто-то уехал в командировку, кто-то не смог покинуть своего рабочего места, — сказал в разговоре с СМИ г-н Курситис. — Но я ведь упертый латгалец. Я умею ждать. Так что эта встреча обязательно состоится. В том числе и с Р. Эйгимом, хотя я прекрасно понимаю, что это будет сделать очень сложно».
Продолжая разговор о Р. Эйгиме, руководитель отдела Центра госязыка по контролю отметил, что в 2001 году он уже общался с экс-мэром и то время его уровень знания латышского языка не был высок. По мнению г-на Курситиса, с того времени ничего не изменилось. «Я слышал как Р. Эйгим говорит на латышском языке. Он отвечал на вопросы тележурналиста. Думаю, что его знания также не соответствуют принятым нормам».
Следует отметить, что проверку на знание государственного языка прошли и рядовые сотрудники городской думы. Среди них уровень знания 15 человек не соответствует занимаемой ими должности. Два удостоверения были признаны недействительными.
Для себя данные проверки А. Курситис определил как «позитивная дискриминация», которая заставляет депутатов начать разговаривать со своими избирателями на государственном языке. «Депутаты и должностные лица должны понимать, что в Латвии рабочий язык один — латышский, а не русский или английский, — сказал г-н Курситис. — Разве это нормально, что заместитель мэра пользуется услугами переводчика? Государственный язык нужно знать и на нем нужно говорить».

0

243

lili написал(а):

О размере штрафа г-н Курситис распространяться не стал, сказав лишь о том, что он может варьироваться от 25 до 50 латов. Следующая встреча представителей Центра государственного языка с Г. Немцовым состоится через полгода. В случае, если за это время г-н Немцов в совершенстве не овладеет латышским языком, он вновь будет оштрафован. На сей раз, размер штрафа может составить 100-200 латов.

с его то зарплатой, это как дробь для слона

0

244

"Оккупация Латвии — это факт, который хорошо известен в каждой латвийской семье, которая жила здесь в 1940 году. Тогда этот факт на международном уровне и в письменной форме признали 29 стран", — заявил президент.

Получившеко образование и работающего во время оккупации, можно привлекать за сотрудничество и пособничество оккупационному режиму?  http://i028.radikal.ru/0803/39/204e4382f2f1.gif

0

245

Dinozavr написал(а):

Получившеко образование и работающего во время оккупации, можно привлекать за сотрудничество и пособничество оккупационному режиму?

в Латвии все можно ))))

0

246

lili написал(а):

в Латвии все можно ))))

Подождём-с...  :D

Отредактировано Dinozavr (Сб, 30 Янв 2010 09:42:09)

0

247

Dinozavr написал(а):

Подождё-с...

угу, как говорят - от Бога подачки...

0

248

«Спасайте людей, а не банки!»
     
Пикет у Европарламента

До людей, принимающих решения, мы пытались донести простую мысль о том, что экономить на малоимущих, на пенсионерах и детях, на тружениках нельзя. Но услышат ли пикетчиков те, кто принимает решения? Как повлиять на эту огромную бюрократическую машину?

Когда смотришь на здание Европарламента, вспоминаешь бывший завод химволокна. В этих помещениях тоже работают почти 6 тысяч человек, только выпускают они директивы и постановления. А есть еще еврокомиссии, то есть нечто вроде союзных министерств... Как до них докричаться? Пикетчики, помимо плакатов, приготовили надгробия из пенопласта. На них было написано: «Жертвы европейской политики в Латвии — медицина, образование, экономика...». Кстати, в пикете участовал и главный врач одной из рижских больниц Андрейс Паварс. По его словам, он готов использовать любую возможность, чтобы спасти медицину от катастрофы.

Старшее поколение до сих пор плохо себе представляет, что же это за союз, в котором мы находимся, зачастую идеализирует европейскую жизнь.
В Брюсселе мы познакомились с нашим земляком по имени Владимир, который второй год работает здесь на стройке. Жизнь в столице Евросоюза ему на многое раскрыла глаза.
Два года назад я бы сюда на заработки не поехал, если бы даже сильно звали, — рассказал рижанин Володя. — Я каменщик, на стройке в Риге получал полторы тысячи латов в месяц. А здесь платили полторы штуки, но евро, на треть меньше. Тогда у нас даже молодые ребята приезжали на работу на мерседесах, кредиты брали все, кому не лень. Вот здесь на улицах вы не увидите таких дорогих машин, как в Латвии.. Все ездят на маленьких и скромных автомобилях. Нет тут и шикарных вилл, как в Стропах. Собственные дома примерно такие, как у нас строили в советское время — на три-четыре комнаты. То есть Европа живет достаточно скромно, работают много, тратят очень осмотрительно. И вот я думаю: ладно, мы дураки, дорвались до кредитов и давай шиковать. Но в банках-то сидят грамотные люди, они почему раздавали деньги направо и налево? А власти что говорили? Все нормально, в кредит живет весь мир ... Так и они не очень умны? Но вот в газетах читаю, что банки по-прежнему получают прибыль, что чиновники так и остались при своих зарплатах. И весь кризис лег на плечи работяг и пенсионеров. Так что в дураках остались все-таки простые люди. А мы защищать свои права не умеем, терпим все. А в Германии, по телевизору показывали, на один процент уменьшили пенсии — и сразу многотысячные демонстрации на улицах. Все, больше не обрезают, боятся.

Комиссары с папками наперевес

Владимир попросил нас задать в европарламенте вопрос о том, как они намерены разруливать ситуацию в Латвии?
Еврокомиссар по экономике и монетарным вопросам Хоакин Альмуния приехал в Латвию. И многие ждали, что он заставит правительство работать эффективнее. Увы, главный его тезис — надо уменьшить бюджет на 500 миллионов.
А в Брюсселе нам удалось узнать мнение руководителя его администрации Антуана Куэро Муссо, который пришел на встречу с пикетчиками.
— Я родился и вырос в Малаге, из окна моего дома была видна Африка, а вы приехали с берегов Балтийского моря. Но все мы живем в единой Европе, которая объединена принципами солидарности и демократии, — радостно объявил нам руководитель бюро еврокомиссии, которая ведает финансами всего Евросоюза.
Но дальше его речь была совсем неутешительной:
— Финансовый кризис сказался во всех странах, везде наблюдается рост безработицы, спад объема производства. Но ситуация в разных странах существенно отличается. В Польше, например, наблюдается, хоть и небольшой, но рост производства. Многое зависит от правительства, от мер, которые оно предпринимает. Правительство Латвии работает неэффективно. Но это ваше правительство. Да, у нас контракт с вашим правительством, в котором говорится, что оно должно сделать для Евросоюза, но наняли это правительство граждане Латвии, не так ли? Некоторые обвиняют еврочиновников в бездушии, в том, что это холодные, равнодушные люди. Это не так. Я лично помогал жертвам голода в Африке, пострадавшим от стихийных бедствий в Азии. Но в Латвии, насколько я знаю, стихийных бедствий не произошло. Мы обязались вложить в экономику Латвии 3,1 миллиарда евро, и мы это обязательство выполняем. Но европейские деньги — это не подарок, это не мои деньги и не деньги Альмунии, которые можно просто так отдать. Это деньги французских, немецких и других налогоплательщиков, которые через семь лет вам придется вернуть. Если бы не помощь Евросоюза, лат бы бесконтрольно девальвировался, и последствия были бы тяжелыми. Сейчас надо будет не только уменьшить расходы, но и увеличить налоги. Тут ничего не поделаешь. Если у вас было два дома и три машины, а отдыхали вы в Малаге, то придется оставить один дом и одну машину, а отдыхать в Паланге.
Несколько ошарашенные такой речью латвийцы попытались объяснить, что сроду не то что двух домов не имели, а за одну квартиру не в состоянии платить. О том и речь, что богатые по-прежнему отдыхают в Испании, а бедным на трамвай не хватает. Тогда представитель комиссии по социальным вопросам Майкл Ральф напомнил, что именно благодаря Евросоюзу появилась возможность выплачивать малоимущим стипендию по 100 латов в месяц. Безусловно, надо внимательнее относиться к социальным проблемам. Но помощь инвалидам, старикам, детям — это функция государства. А Евросоюз старается поддержать прежде всего тех, кто работает и учится, дать им новые возможности.

Права не дают, их отстаивают
Логика в этом есть. Ребята, вы сами голосовали, сами этих людей выбрали, передали им власть, сами тихо сидите по углам, почему мы должны за вас решать ваши проблемы? Европейцам не совсем понятна наша надежда на доброго барина. Как у Некрасова: «Вот приедет барин, барин нас рассудит». В городе ждем всесильного мэра, в стране — президента. Вот приедет Альмуния из Брюсселя, и сразу все проблемы решит. А в Европарламенте рассуждают по-своему: никаких протестов нет, значит, народ доволен.
Депутат Европарламента Татьяна Жданок уверена, что для защиты своих прав жители Латвии должны использовать все возможности как в своей стране, так и в европейских инстанциях.
— До сих пор складывалось впечатление, что народ Латвии вполне доволен действиями правительства. Ведь соглашение об уменьшении социальных выплат и зарплат было подписано и профсоюзами, и объединением пенсионеров, — говорит Т.Жданок. — Эта акция помогла увидеть, что далеко не все поддерживают политику правящих партий. Некоторые действия нашего правительства просто изумляют. На встречу с пикетчиками пришла и представитель организации по борьбе с бедностью. Оказывается, Латвия — единственная из 27 стран не подала заявку на средства из этого фонда. В итоге примерно 200 тысяч потеряны. Сейчас три страны воспользовались кредитами — Венгрия, Румыния и Латвия. Поэтому вопрос о том, насколько при этом могут быть затронуты интересы малоимущих, касается не только Латвии. Мою позицию поддержали коллеги, мы инициировали дебаты по данному вопросу. В итоге надеемся выработать декларацию, в которой будут оговорены права беднейших слоев населения, у которых не было никах «жирных» лет, которые не покупали в кредит машин и домов, но почему-то первыми должны нести ответственность. Если декларация будет принята и ее подпишет большинство депутатов, она становится обязательной для исполнения.

Светлана ГАРТОВАНОВА

0

249

Ёжка написал(а):

То есть колличество желающих осесть в Латвии резко возросло?
А говорите - плохо вам.

Не, это количество неграждан, которые хотят валить дальше на запад Европы сильно возросло. просто без гражданства ЕС - трудней.

0

250

СПРАВКА

За время Второй мировой (с 1939 по 1945 г.), по данным Института Латвии, страна потеряла около полумиллиона жителей из довоенных двух миллионов.

По данным Центрального статистического управления, с 1991 г. негативный прирост населения и миграция «унесли» 396 867 человек.

http://i028.radikal.ru/0803/39/204e4382f2f1.gif  Что война, что независимость...

0

251

Dinozavr написал(а):

Что война, что независимость...

:D разница только что в одном варианте насмерть, а во втором - просто выбытие

0

252

Национальный состав
http://demoscope.ru/

Национальный состав населения Латвии сильно менялся на протяжении истории. В древние времена здесь жили финноязычные ливы (север) и балтоязычные курши (запад), земгалы (центр), латгалы (восток). Уже в 9-10 веках здесь появляются шведы и славяне, в 13 веке - немцы. Даже после вхождения в состав Российской империи фактическими хозяевами Курляндии и Лифляндии оставались остзейские бароны (немцы), в Латгалии (находившейся в составе Витебской губернии) - польские помещики и буржуазия. По переписи 1897 года на территории современной Латвии жили 1929,4 тысячи человек, из них 68% -- латыши, 12% русские (в дореволюционном понимании, то есть включая украинцев и белорусов), 7,4% -- евреи, 6,2% -- немцы, 3,4% -- поляки. К 1914 году на территории современной Латвии жило 2492,5 тысячи человек, а в границах 1920-1939 годов (включая нынешний Пыталовский район Псковской области) -- 2552 тысячи. Из 2493 тысячи человек латыши составляли, по нашим оценкам, 60% (латышские демографы приводят подобные же цифры). По данным переписи 1920 года в Латвии жили 1,6 млн. человек, из них латыши - 73%. Далее доля латышей с каждой новой переписью росла, достигнув в 1935 году 75,5%. Если же брать Латвию в современных границах, то латыши в 1935 году составляли 77%, русские - 8,8%, немцы - 3,3%, евреи - 4,9%. После присоединения к СССР доля латышей постоянно падала, достигнув в 1989 году 52%.
http://s47.radikal.ru/i118/0911/84/c12454b460aa.jpg

Таким образом, за период независимости в Латвии снизилась численность всех национальностей (даже рост численности ливов оказался призрачным: в 1996 году их было 199 человек). Это произошло несмотря на то, что латвийские власти проводят довольно благожелательную политику в отношении приезжающих в страну латышей из других стран. Однако и их приезд не превысил естественную убыль латышей.
В то же время доля латышей, как этого и добивались власти, значительно выросла: с 52% в 1989 до 57,7% 2000 году. Латыши по-прежнему остаются меньшинством в 14 городах из 77 и в 45 волостях из 481. Кроме латышей выросла доля литовцев (с 1,3% до 1,4%) и поляков (с 2,3% до 2,5%).
Доля латышей выросла из-за выезда русских и приезда латышей из других стран, а также из-за более высокой рождаемости у латышей: в 1994 году среди родившихся латыши (по матери) составили 62,5%, что на 8% выше их тогдашней доли в населении. Однако и эта относительно высокая рождаемость у латышей все же ниже смертности. Единственный этнос в Латвии, у которого рождаемость выше смертности, - это цыгане.
Несмотря на рост доли латышей, русские все еще преобладают в городах государственного подчинения: Даугавпилсе (55,2%), Резекне (50,7%) и Риге (43,8%). Высокий процент русские составляют в приграничных районах с Россией: Резекненском (38,9%), Даугавпилсском (37,9%), Лудзском (36,1%) и Прейльском (27%).
Из городов государственного подчинения латыши преобладают только в Вентспилсе (51,5%) и Елгаве (50,9%). Почти полностью латышскими являются Талсинский (91,9% и только 3,6% - русские) и Кульдигский (91,2%, русские - 3,3%) районы. Относительно низка доля латышей в Даугавпилсском районе (39,4%), там же высока и доля поляков (11,8%) (данные по району без города). В то же время доля латышей за 11 лет выросла и в русскоязычном Даугавпилсе: в 1989 году латыши составляли там 13%, а в 2000 - 15,9%, они обогнали по численности поляков (составляющих в 2000 году 15% населения города).

+1

253

lili написал(а):

разница только что в одном варианте насмерть

Неее. Не только насмерть, все, и кто в сибирь, и кто в Германию...

0

254

Dinozavr написал(а):

все, и кто в сибирь, и кто в Германию...

а, ну да, про этих я забыла. В Сибири до сих пор сохранились еще латышские деревни. И до сих пор их изучают и описывают историки и этнографы.
http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=481
http://elibrary.ru/item.asp?id=9462810

0

255

интересная статейка поднялась, про свастику http://community.livejournal.com/svastyka_ua/5365.html.
Тут уже как то был разговор про восприятие свастики

0

256

lili написал(а):

интересная статейка поднялась, про свастику

Ошибку выдает...

0

257

СВАСТЯ – ДАВНІЙ ОБЕРІГ

РыжаковаС. И. Язык орнамента в латышской культуре. М.: Индрик, 2002, с.106-113.

Свастика (Ugunskrusts)

Свернутый текст

1. Образ и наименования

      Этот орнаментальный знак получил в латышской мифологической школе названия «огненный крест» (ugunskrusts), «крест с крючками» (kāšukrusts), «крест Перконса», или «грозовой (громовой) крест» (Рērkona krusts). Эти названия бытовали в народной терминологии орнамента, но не были устойчиво закреплены за определенной графемой, что установилось в 1920-30-е гг.

    Артис Букс, трактуя этот знак как свастику, то есть восходящий к санскритскому представлению о счастье («су асти!» — благопожелание человеку), делает вывод о том, что название знака должно быть — «крест Лаймы» (Лайма в латышской мифологии и фольклоре — божество счастья165)166.

        Э. Брастыньш полагал, что «свастика», «огненный крест», вариантами которого он считает и т. н. «знак ужа», и «знак Юмиса», это символы одного из «сыновей Диевса» — Перконса.Е. Бине разделял знаки «крест Перконса» (крест с крючками,собственно свастику) и «огненный крест» (четырехконечныйкрест с пересеченными концами). В. Клетниекс выделял двегруппы: Kš — «кресты с крючками, знаки Юмиса и Мартына», и и — «огненные кресты, свастика». Г. Земитис в качестве одного из вариантов начертания свастики приводит плетенку, Д. Краукле — крест в круге.
-------------------------------
165 Рыжакова С. И. Лайма и Лакшми — богини счастья у латышей и индийцев // Мифология и повседневность. СПб., 1998. С. 120.
166 Buks A. Kāda hipotēze par dažiem latviešг ornamenta un mitologijas saskarsmes aspektiem // Literatura un Māksla . 10. 01. 1992. 6.1рр.

107
      В. И. Кулаков, исследовавший формы и семантику знаков группы «свастика» в древностях различных народов Европы, использует название «Сегнерово колесо» — по аналогии с прибором в форме свастики, изобретенным в 1750 г. ученым Я. А. Сегнером 167.

      К свастическому кругу следует отнести, прежде всего, знак в форме прямого или косого креста с отростками на концах, расположенными под прямым углом к основным штангам. Разнообразные формы свастики отражают различные версии развития движения схемы «крест в круге», которая является исходной для всех вариантов свастики.

2. Бытование знака на территории Латвии

      Свастика известна в мировой орнаментике с эпохи позднего палеолита. В. И. Кулаков относит к символам типа свастики костяные прорезные диски, увенчивавшие деревянные копья из могильников стоянки Сунгирь (Владимирская область) 23 тысячелетия до н. э., которые, возможно, символизировали диски солнца.

      В неолите и энеолите свастические формы получили особенно широкое распространение в Передней Азии и Иране. Будучи одним из наиболее почитаемых священных символов в индуизме и буддизме, свастика из Индии распространилась на территории Китая, Тибета, Юго-Восточной Азии, Японии.

      В Европе свастические мотивы известны начиная с неолита и энеолита, первоначально в южных и частично восточных районах, но получили широкое распространение в период позднемикенского бронзового века. В эпоху бронзы свастика изредка встречается в Центральной и Западной Европе, на Кавказе, в Западной Сибири и Средней Азии. Она занимает значимое место в орнаменте предметов, найденных при раскопках Трои. При этом свастика крайне редко встречается в искусстве Древнего Египта, отсутствует в памятниках Финикии, Палестины, Аравии, Сирии, Ассирии, Вавилона, Шумера, а также на территории Африки, Австралии, Океании. Разные модификации символа «крест в круге»/свастика широко представлены на днищах ритуальной керамики Европы 168.
-----------------------------------
167 Кулаков В. И. Знак «Сегнерова колеса» в древностях Европы//Гербовед. Издаваемый Русской Геральдической Коллегией. Москвa. 1997. №23. 11. С. 59-67.
168 Массой В. М., Мерперт Н. Я., Мунчаев Р. М., Черныш Е. М. Энеолит СССР. М., 1982. С. 191, 250.

108
      В этой связи сложилось мнение, что распространение свастическо-меандровых орнаментов — «своеобразный указатель путей подвижек восточноевропейского индоевропейского населения на новые территории обитания» 169. Едва ли можно безоговорочно согласиться с этим, если учесть наличие свастических знаков у народов Сибири, у финно-угорских и тюркских народов Поволжья, Русского Севера, индейцев Америки.

      В. И. Кулаков отмечает, что символ «Сегнерова колеса» появляется в артефатах индоевропейских народов во второй четверти II тысячелетия до н. э., прежде всего, в орнаменте бронзовых накладок, импортированных из Средиземноморья, из областей обитания микенских (то есть неиндоевропейских) племен. На юго-востоке Европы распространились иные формы этого знака: отростки креста шли не под прямым углом и не во множестве, но одиночно и дугообразно, и направлены были как вправо, так и влево от центра композиции 170. В древностях Европы на рубеже смены эр свастика постепенно теряет круговое или квадратное (замена круга в технике ткачества) обрамление. В древностях германских племен (где этот знак наиболее популярен, встречается уже не только на керамике, но и на металлических изделиях, на оружии и украшениях, прежде всего на подвесках) свастика обретает квадратные очертания.

      В Латвии свастика впервые зафиксирована в виде узора ажурных сакт и цепедержателя III—IV вв. н.э., найденных в Трикате и Муру-Раунас. В раннем железном веке свастика известна у всех балтских народов и у ливов. Г. Земитис связывает распространенный тип знака с образцами Гольштадской культуры. Возможно, первоначально свастика действительно появилась у балтийских народов как германский импорт. Однако весьма быстро этот знак контаминировался со «знаком ужа» и «угловатым крестом» — мотивами, известными в тканье древних латышских народов эпохи викингов.
--------------------------
169 Жарникова С. В. Архаические мотивы северорусской орнаментики. Автореферат дис... канд. ист. наук. М., 1988.
170 Кулаков В. И. Знак «Сегнерова колеса» в древностях Европы. С. 60.

109
      Важно отметить, что в раннем и среднем железном веке на балтском материале сохраняется характерная близость знаков свастики, креста и круга (см. Таб. XIV, 47; XVIII, 1, 14-16).

      В позднем железном веке свастика становится гораздо более популярной, распространяется в украшении металлических изделий и ткани. Предметы, на которые нанесена свастика, обыч-но отличаются особо богатым украшением, большими размерами и тяжестью, их находят в богатых погребениях.

      Появляются предметы, на которых знак свастики повторяется по многу раз и в нескольких вариантах. Например, на виллайне из Стамериене (Видземе), датируемой XII в., изображено 37 знаков свастики в 20 вариантах (см. Таб. XVIII, 17). На поясе из Мачулан (волость Калдабрунас, обл. Илуксте, Аугшземе) — 49 знаков свастики в 36 вариантах.

      С эпохи позднего железного века появляются разнообразные усложнения основной лексемы знака свастики «крючками», «гребенками» и другими элементами.

        Предметные источники XIV—XVIII вв. малочисленны, но по известным нам видно, что свастика оставалась в употреблении, в особенности при украшении женских и девичьих праздничных костюмов.

      В XVIII — 1-й половине XIX вв. свастика сохраняется в украшениях латгальских, селонских и куршских областей, особенно в поясах и подвязках Лиелварде, Крустпилс, Восточной Видземе, Латгале и Аугшземе, в вышивке виллайне и рубах Южной Курземе. Со второй половины XIX в. степень использования свастики понижается, исчезают ее усложненные варианты. Практически полностью она исчезает в ливских областях Видземе и Курземе.

        Наряду со «знаком Юмиса», свастика встречается в Латвии выдолбленной на священных камнях — следовиках.

    Многократно повторенная свастика — это орнамент на тканых детских поясах; ее рисовали и над дверью жилого дома («от молнии»).

      В Южной Курземе записан обычай: при рождении ребенка на конец стропил дома вешали вырезанный из дерева знак свастики, который снимали только тогда, когда человек, которому он был посвящен, умирал 171.
--------------------------
171 Kraukle D. Ornaments. Riga, 1994.49.1рр.

110
    Появление свастики в прикладном искусстве и графике Латвии в XX в. связано в первую очередь с исследовательской и популяризаторской работой неоязычников — диевтуров в области древнего латышского орнамента. Это происходило благодаря появлению и обнародованию археологических материалов древних балтов, в которых свастика действительно занимала видное место.
      А. Букс, наблюдая значительное разнообразие форм свастики в латышском и литовском народном искусстве, и исходя из теории Э. Сепира о происхождении языка из места максимального разнообразия диалектных различий, выдвигает гипотезу, что именно у балтских народов первоначально возник этот графический символ. Далее он делает еще более парадоксальный и ничем не доказывемый вывод: «заимствовав символ, остальные этносы заимствовали и его значение» (имея в виду мотив двух сплетшихся ужей, образующих свастику)172.

        В. И. Кулаков отмечает, что разные варианты свастики возникали у многих народов Европы в эпоху бронзы. Однако древнейшие и столь разнообразные формы этого знака дошли до наших дней в этнографическом материале только некоторых народов, и прежде всего — балтов.

3. Этимология знака

      Существует множество версий происхождения знака свастики. Согласно гипотезе археолога К. Штейнена, сделанной на материале культур бронзового века 173, свастика — это стилизация изображения фигуры животного. Близка к этому версия А. Бобринского, согласно которому свастика (а также и крест) первоначально были изображением птицы (аиста) на лету, позднее стали символами солнца, свастика же стала обозначать «бога богов, возрождение, дождь и плодородие, гром и молнию, лотос, фаллос, женщину» 174.

      Роберт Форрер реконструировал прибор для добычи огня, из силуэта которого, по его мнению, произошла свастика 175. Распространены также мнения, что свастика — знак двух перекрещенных ручных орудий для добычи огня или же форма наконечника доисторической стрелы, копья и топора.
----------------------------
172 Buks A. Kāda hipotēze par dažiem latviešu ornamenta. 6. 1pp.
173 Stemen K. Prahistorische Zeichen und Omamente// Festschrift fur A. Bastian. Berlin, 1896.
174 Бобринский А. А. О некоторых символических знаках... С. 9.
175 Skitters G. Par ugunskrustu. Cikaga, 1987.

111
        Е. Клетнова полагает, что свастика— это скрещение двух зигзагов — знаков молнии 176. В. Даркевич пишет, что свастика произошла от символа солнца — круга или креста в круге: круг постепенно размывался, оставались только «крючки» креста 177. Это же мнение высказывал И.Лехлер: «Свастика— символ круговорота солнца, возрождения жизни, бесконечности» 178.

      Часто свастику интерпретируют как вариант креста или перекрещение линий меандра. М. Гимбутас писала о свастике как о кресте с закругленными концами — четырьмя полумесяцами, означающими четыре фазы луны 179. А. Голан полагает, что свастика — знак земли (она близка ромбу и кресту) и ее плодородия («крючки» суть растительные побеги), а неолитическая свастика идентична неолитическому кресту 180.

      Технологическое происхождение свастики как изображения вращающегося горящего креста подчеркивает Г.Джоубс 181. Широко распространено мнение, что свастика произошла от техники тканья и плетения — крестообразного перекручивания нитей.

        Знак свастики имеет различные традиции бытования. Свастика графически выполняется обычно на основе креста, но известны такие примеры начертания, которые трудно однозначно отнести к кресту или свастике. В Латвии встречаются также свастико-спирали, которые известны главным образом на Северо-Восточном Кавказе, в Западной Европе и доколумбовой Америке 182. Важно, что свастика почти никогда не образует орнаментальное поле и не организует вокруг себя другие знаки, выступая знаком третьего уровня. Видимо, она долгое время сохраняла статус идеограммы, самостоятельного знака-символа, занимая в композициях центральное место.
-----------------------
176 Клетнова Е. Н. Символика народных украс Смоленского края. Смоленск, 1924.
177 Даркевич В. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская археология. 1960. № 4. С. 56-67.
178 Lechler Jorg. Vom Hackenkreuz. Die Geschichte eines Symbols. Leipzig, 1934.
179 Gimbutas M. The Gods and godesses of Old Europe. 1974.
180 Голан А. Миф и символ. С. 121.
181 Jobes G. Dictionary of mythology. Folklore and symbols. Vol. 1-2. New York, 1962. P. 1517.
182 Голан А. Миф и символ. С. 120.

112
4. Семантика знака

      В балто-славянском регионе известно представление о правонаправленных («мужских») свастиках как «благих», и левонаправленных («женских») как «вредоносных». Правонаправленные знаки при этом отображают движение «по солнцу» и являются образцом для всякого кругового движения (танца, сбивания масла, меления зерна ручными жерновами), левонаправленные — «против солнца», входят в арсенал магических, колдовских действий, чаще всего связанных с похищением добра и нанесением вреда 183.

      Свастика с закругленными концами и с тройным загибом концов, возможно, является стилизованным изображением ростков.

      Так называемая «оперенная свастика» — учетверенный знак гребенки (символа дождя) — по А. Голану, символ Богини неолита, на что, в частности, указывает нанесенный знак свастики на женские .фигуры с распущенными волосами).

      А. Голан выделил следующие эпохи значений свастики: во-первых, как знака земного плодородия (символ земли и ростков); во-вторых, как знака небесного плодородия (символ дождя); в-третьих, как знака «солнечной» или «грозовой» «птицы» — атрибута солнца, что появляется в конце неолита — начале бронзового века 184.

        У латышей известны сочетания право- и левосторонней свастик: они могли символизировать два полугодовых состояния солнца, «восходящее» и «нисходящее».

        Связь свастики с божествами отчетливо выявляется в орнаментальной символике балтов. Знак «угловатого креста» называется «крестом Перконса», связывается со стихиями этого бога — огнем и молнией.

      Примечательно использование знака свастики в новейшей истории Латвии. В. И. Кулаков пишет: «Уже в начале 1918 г. янтарная свастика в иконографии западных германцев 4—5 вв. н. э. становится эмблемой Студенческой роты латышей-добровольцев. За оборону Риги в октябре 1919 г. от Западной Добровольческой Армии генерала П. М. Бермонта-Авалова бойцы этой роты получили нагрудный знак с белой эмалевой свастикой (со штангами, расширенными по типу „мальтийского креста"). Именно этот вариант „Сегнерова колеса" с 11 ноября 1919 г. стал ведущей эмблемой в наградной системе Латвии и расположился в центре знака Военного ордена „Лачплесис"» 185 (см. илл, 1, № 4).

      Важно отметить и то обстоятельство, что в традиционной знаковой символике балтийских народов сохранилось позитивное отношение к знакам круга свастики. Использованиеданного символа Национал-социалистической рабочей партией в фашистской Германии, безусловно, запятнало знак свастики. В возрождении современной орнаментальной символики латыши стараются дистанцироваться от варианта эмблемы НСДАП.
-------------------------
183 В этом смысле свастика приближается к знаку круга; см. подробнее статью о круге.
184 Голан А. Миф и символ. С. 132.
185 Кулаков В.И. Знак "Сегнерова колеса" в древностях Европы. С. 62.

0

258

сегодня наткнулась на новость, что на российско-латвийской границы возникли проблемы. Россия усилила таможеный контроль для фур, а Латвии в знак протеста выдвинула ноту

И вот в комментах наткнулась вот на такие слова
-Что есть латвия?
-Это одно из трех государств, заявлявших об оккупации и в свое время полностью отвернувшихся от России, как от страны, во взаимоотношениях с которой необходимости и не было. Теперь что-то требуют и ноты протеста передают. По-моему, было время, когда у нас и новостей-то из Прибалтики толком не было. Сейчас новостей каждый день по нескольку.

0

259

Русский мат необходим в изучении латышского языка

В Латвии издан новый учебник латышского языка для десятых классов. Всё бы ничего, но пособие содержит ненормативную лексику русского происхождения. В нём 20 нецензурных выражений со смысловым переводом значения каждого. Словечки "блин", "пофиг", "нафиг", пожалуй, самые безобидные.

Радио "Свобода" сообщает по этому поводу, что учебник одобрен министерством образования и, по словам его авторов Илуты Далбини и Инесы Лачауниеце, "наличие в нем вульгаризмов русского происхождения призвано повысить интерес к госязыку и не отрывать учебный процесс от реальной жизни".

Поясним: по количеству крепких выражений латышский язык беден и латыши, на самом деле, давно и успешно используют русский мат. Авторы и "приблизили" учебник к "реальной жизни". Но родительские комитеты ведут возмущённую переписку с Министерством образования..

Источник: internovosti.ru

0

260

Мир сходит с ума. И не только в Латвии.

0

261

знакомый прислал этот ролик
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=7m-ETbIAnzA&feature=player_embedded[/youtube]
и написал - "ученики явно не понимают, чо говорят тётки какие-то ненастоящие, которые учителя.. фикция какая-то везде
шоу. балаган"

Отредактировано lili (Пн, 1 Фев 2010 20:17:31)

0

262

Долг Латвии  30 миллиардов евро. Это каждый житель Латвии должен «инвесторам» по 15 тысяч евро, включая младенцев
http://daugavpils.ucoz.lv/publ/politika … t/7-1-0-37

0

263

lili написал(а):

Долг Латвии  30 миллиардов евро.

СКОКА?!  http://i014.radikal.ru/0803/ca/fee8c7e91cfd.gif  И за что?
У меня ссылка не открылась.

0

264

Со времен новой независимости правительство Латвии взяло курс на уничтожение своей экономики, внедрение иностранного капитала в так называемую экономику, превратило государство в протекторат и постоянно берет кредиты от международных займодателей. Позиция правительства очень удобна для государственных мужей, которые привыкли никогда ни по каким вопросам решений не принимать, размышляя о независимости и патриотизме, воспринимая ответственность как тяжкое бремя, которое так хочется перевалить на плечи кого-то другого.

а дальше перечень "пропавших" денег
например
"На реализацию проекта акустического концертного зала использован почти один миллион латов, но истрачен он исключительно на создание… эскиза (ну и гонорары, и аппетиты у современных художников и архитекторов!)."

0

265

lili написал(а):

ну и гонорары, и аппетиты у современных художников и архитекторов

lili
Не-а))) Это у чиновников аппетиты - будь здоров. И у руководителей... Смотри, вот есть художник, чиновник, который деньги выделяет и начальник того заведения, где художник работает. Так вот... Одна из таких схем. Художника зовет начальник и спрашивает: хочешь заработать 20 тысяч латов? Художник радуется - для него это хорошие деньги. Художник делает эскиз и получает свои 20 тысяч латов. А остальные 980 тысяч латов делят между собой чиновник и начальник оказываются потраченными на... ну, к примеру, создание условий, в которых творил художник.  http://s55.radikal.ru/i149/0910/83/613a3b179e7d.gif Все расписано по смете в мельчайших подробностях... Все затраты))) Собственно, вот...  http://s54.radikal.ru/i144/0808/f1/626f409c274b.gif

0

266

Амалия написал(а):

Не-а))) Это у чиновников аппетиты - будь здоров. И у руководителей...

это не мои слова, я привела цитату из статьи по ссылки, а там журналист писал с иронией. Конечно же он не имел виду строителей, архитекторов

Отредактировано lili (Пт, 26 Фев 2010 22:54:41)

0

267

lili написал(а):

Позиция правительства очень удобна для государственных мужей, которые привыкли никогда ни по каким вопросам решений не принимать, размышляя о независимости и патриотизме, воспринимая ответственность как тяжкое бремя, которое так хочется перевалить на плечи кого-то другого.

Такое ощущение, что ты о моей работе говоришь))
Прям так и всплыли в памяти эти наши дяденьки.

0

268

lili написал(а):

это не мои слова, я привела цитату из статьи по ссылки

Поняла я). Цитату и прокомментировала. :)

lili написал(а):

а там журналист писал с иронией

Я тоже писала с иронией).  http://s55.radikal.ru/i149/0910/83/613a3b179e7d.gif

0

269

Шампанская написал(а):

Такое ощущение, что ты о моей работе говоришь))

роботу поменять проще, чем страну... Но тут в Латвии многие страну меняют, молодежь почти вся в Европе

0

270

lili написал(а):

Это каждый житель Латвии должен «инвесторам» по 15 тысяч евро, включая младенцев

Хм... ну меня-то считать не надо, тут статистика врёт. Я никому, ничего не должен. У меня с государством договор о параллельное сосуществовании, с некоторой натяжкой, но почти как в анекдоте:-
Сидит Абрам напротив "Рокфеллер-банка", торгует семечками.
Подходит Мойша.
- Слышь, Абраша одолжи 100 баксов!
- Нет Мойша, не могу.
- Что так?
- У меня договор с Банком. Я не даю кредитов,- они не торгуют семечками.

0