из книги
К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология"
"Высшая школа", Москва, 1977 г.
ПРИВЫЧКИ
Не только у высококвалифицированных рабочих, но и у учащихся многие действия должны формироваться как профессиональные привычки.
Привычка — это действие, выполнение которого стало потребностью, вызывающей неприятные чувства неудовлетворенности и беспокойства, когда оно не выполняется. Привычными могут быть отдельные слова и движения, фразы и действия, акты и манеры поведения и даже сложные и длительные виды деятельности. Привычки бывают полезные, облегчающие точное и своевременное выполнение работы, делающие даже тяжелый труд приятным; могут быть неуместные, вызывающие бесполезные и ненужные в данных условиях действия; бывают и вредные для жизни и работы, угрожающие неприятностями и даже большими опасностями. Появляясь не в соответствующем месте и не вовремя, неуместные и вредные привычки могут оказаться полезными в других условиях.
Помимо узкопрофессиональных привычек, существуют общетрудовые привычки: не мешать чужой работе; помогать ей; уметь сообща распределять общую работу между членами коллектива; составлять перед началом работы организационный план; отчитываться в своей работе; быть аккуратным и обеспечивать себя заранее материалом, инструментами; распределять труд во времени и др.
Привычки возникают в результате многократного повторения каких-либо действий на эмоциональном фоне. Но есть множество действий, повторяющихся огромное число раз и все же не являющихся привычками, и есть привычки, возникающие мгновенно. Профессиональные привычки возникают вследствие глубокого осознания и обязательно сильного эмоционального переживания, какого-либо сугубо важного, ответственного или опасного действия.
Многие бытовые и трудовые привычки формируются в детстве, в процессе воспитания и накопления жизненного опыта — например, привычка вести себя должным образом во время приема пищи, привычка к чистоте и аккуратности в одежде и помещениях, привычка к производительному труду или к художественному либо техническому творчеству и изобретательству. Профессиональные привычки формируются в процессе профессионального обучения и во время производственной работы на предприятии.
В большинстве случаев привычки образуются стихийно, не преднамеренно со стороны воспитателей и тем более воспитанников. И все же опытные воспитатели формируют у своих воспитанников полезные привычки и искореняют вредные своими воздействиями на сознание и чувства воспитанников.
Для устранения вредных привычек известно только два пути: осознание носителем такой привычки ее вредности, вызывающее «го волевое усилие в преодолении этой привычки, и второй путь — создание таких условий, при которых каждое выполнение дурного привычного действия сопровождалось бы неприятным чувством, более сильным, чем чувство удовлетворения, доставляемое осуществлением привычного действия.
В формировании полезных и в устранении вредных привычек первостепенное значение имеет среда. Неряха в чистом помещении не плюнет. Сквернослов сквернословить не станет в кругу культурных людей. Лентяй среди энергичных производственников своей бригады испытает множество весьма неприятных чувств из-за собственной лени и халатности. Он вынужден будет усилием воли избавиться от лени и работать так же добросовестно и расторопно, как его товарищи по бригаде, или же уйти из нее.