Ее настоящая фамилия Юрковская. Мария родилась в 1868 году в семье актеров (ее отец работал главным режиссером Александринского театра) и выросла грациозной красавицей. Все считали, что прямо для сцены. И действительно театральный дебют Марии прошел на редкость удачно
Роковая женщина... Кто из мужчин не мечтал встретить такую? Многие. Русская история знает много имен таких женщин, одна из них якобы стала прообразом Маргариты в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита", прообразом Мальвины в сказке А.Толстого "Буратино", ее изображали на своих рисунках и картинах художники, она была по отзывам современников "самой красивой актрисой Художественного театра", авантюристкой, любительницей приключений, ее боялись и уважали политики, ее любили известные и достаточно сильные, как личности, мужчины. Настоящая роковая женщина...
Её жизни хватило бы не на одну историю. Известнейшая актриса и сотрудник Внешторга, светская львица и пламенная революционерка, авантюристка и преданная подруга великого писателя, героиня лирических стихотворений и жизненных драм - как всё это совмещалось в одной женщине, пусть даже такой талантливой, как Мария Федоровна Андреева, непонятно ни современникам, ни историкам. Но хоть Мария Федоровна и блистала везде, куда заносила её судьба, главным её талантом называли красоту, перед которой не мог устоять никто...
Товарищ феномен
С. Чеботарь "Товарищ феномен"
В 1868 году в семье дворянина Федорова-Юрковского родилась дочь. Машенька была прехорошенькой и постоянно привлекала к себе внимание, поэтому строгий глава семейства, желавший воспитать из своих детей "настоящих людей", требовал, чтобы ее одевали в самые некрасивые платья, и даже велел заменить перламутровые пуговицы на костяные. Но когда Мария выросла, ее красоту спрятать уже было невозможно. По воспоминаниям современников, Андреева была "ослепительно красива"...
Сайт: People's History
На протяжении семидесяти лет Марию Андрееву называли другом-женой Горького, пламенной революционеркой и товарищем-феноменом. Словно других слов в советской историографии для этой женщины больше не нашлось. Ее судьба до боли напоминала типичную советскую модель успеха: прожила долго - постоянно работала - страстно боролась - умерла в почете. И все. Будто не было ни головокружительной профессиональной карьеры, ни бешеной ревности десятков поклонников, ни счастливой, но очень горькой любви...
Анастасия Монастырская
Тайны романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
Многочисленные штрихи, которыми Булгаков насытил свой роман, указывают на то, что прообразом Маргариты послужила артистка Художественного театра Мария Федоровна Андреева, гражданская жена Горького.
Репин И.Е. Портрет М.Ф.Андреевой. 1905
Почему актриса Мария Андреева, ставшая прообразом булгаковской Маргариты, бросила театр?
Её считали роковой женщиной. Она обладала несомненным талантом увлекать мужчин, которые всегда ей поклонялись. Ей прочили блестящую театральную жизнь, но она избрала путь профессиональной революционерки. Возможно, первоначально она просто «играла» в революцию, как играла ведущие роли на сцене Художественного театра. Но постепенно новая жизнь, полная романтики и тайн, полностью её захватила, и для театра уже не осталось ни сил, ни времени.
Она была всю жизнь на виду, но так и осталась до конца неразгаданной. Поистине - «товарищ Феномен».
Бродский И.И. Портрет Марии Федоровны Андреевой.
Красавица и чудовища
В ТО ВРЕМЯ трех слов — ее имени, отчества и фамилии — было достаточно, чтобы вызвать массу эмоций: от восхищения, удивления и поклонения до неприятия и раздражения. Бывшую ведущую актрису Художественного театра, участвовавшую в создании МХТ вместе со Станиславским и Немировичем-Данченко, жену Максима Горького, близкую подругу Саввы Морозова и Владимира Ленина, многие еще помнили.
А.М.Горький с М.Ф.Андреевой и ее сын Юрий Желябужский, 1905
А. М. Горький и М. Ф. Андреева позируют художнику И. Е. Репину. Куоккала, лето 1905 г.