мета-тэг

Ра z говорник

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ра z говорник » Гуманитарии всех стран, объединяйтесь! » Как Запорожцы Кубань обживали


Как Запорожцы Кубань обживали

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Уважаемые, да простите мне мой патриотизм и любовь к малой Родине, но я хочу поделиться с вами одной исторической историей. )
Наверное, не всем известно, что наши кубанские предки были вовсе и не кубанскими, а Украинскаими Запорожскими казаками. 215 лет назад Екатерина Великая подарила земли кубанские, в то время малонаселенные, запорожским казакам. Вот об этом событии и будет сие повествование. )
Воспринимайте написанное с хорошей долей юмора. )

+2

2

ТЁТЯ МОТЯ написал(а):

Вот об этом событии и будет сие повествование. )
Воспринимайте написанное с хорошей долей юмора. )

ХОРОШО!!! Ждём!!!

0

3

Глава первая.

Откуда есть пошла Сечь Запорожская.

     Запорожская сечь - это Коллективное Товарищество по Совместному Производству Удобрений (КТСПУ. Но тогда аббревиатуры были не в моде.) исходное сырье ни на Украине не добывали, ни импортировали - оно доставляло себя на место само. дело в том, что исходным сырьем для удобрений служили вороги - все, кто являлся на Украину за селянским скарбом, за самими селянами и главным образом за их землей. А заодно и за скотом, чтобы эту землю удобрять. Чуете, сколько хлопот? Какая нерациональная трата сил. Все равно, что к суседу, живущему через улицу, ходить через дальнюю слободу. Можно ж проще. Народ здесь отзывчивый, вот и решили их от лишних хлопот избавить, удобрять прямо тут и организовали этот самый ТСПВ - товарищество по совместной переработке ворогов в удобрения. местными панами, которые претендовали на свободу запоржцев, тоже не брезговали. Орудием производства была в основном сабля. Отсюда - "Сич".
     А "Запопрожская"? дело в том, что в исходное сырье для большей эффективности добавляли порох - из пищалей, мушкетов, пушек и пр. Добавку эту тоже не импортировали, а производили на месте.
     Китайцы для получения пороха столько затратили труда и так напрягали извилины, что окосели. А на Сечи порох просто выращивали (см. у Гоголя в "Т. Бульбе": "Запорожец умел... молоть порох"). Мелют зерно. А зерно же ж выращивают. Знать, в Сечи были самые подходящие условия для его культивирования. Как дельта Волги для лотоса. В сечь и ходили за порохом. Звук Ж вместо Х заменили для благозвучия (попробуйте сказать "запорохье" - язык сломаешь. А язык очень не любит, когда его ломают, и предпочитает не усложнять, а облегчать себе жизнь). Если вас спросят на экзамене, чем отличается порох щапорожский от пороха китайского - смело глядя в глаза экзаменатора, отвечайте: у китайцев порох был синтетический (они химичили), а у запорожцев натуральный. Китайцы выдумывали его из головы, а запорожцы выращивали из земли. И "пятерка" вам обеспечена. На Украине до сих пор стоит такое село - Порохня. В старину там водились мастера по выращиванию пороха.
     Иногда с сырьем бывали перебои. Тогда собирали чрезвычайный съезд - раду - и решали идти на Крым, на Польшу или до Стамбула, чтобы там на месте выяснить, чого цэ поставщики медлять. КТСПВУ срочно превращался в КИТС (кооперватив по изготовлению транспортных средств) с цехами плотницким, смолокуренным, турлучным, ткацким, пошивочным и др. Комбинат работал с предельной нагрузкой - пока охота не прошла и вдохновение не спало - и вот уже десятки "чаек" та гиляров качаются на днепровских волнах. Над просмоленными бортами паруса хлопают на ветру, прямо рвутся в поход. Впрыгивают в лодки по сотне казаков, вылетают из днепровского гирла в море, глядь, а на горизонте - еще чьи-то паруса.
- Шо б це воно?.. Пидождэм, подывимось...
- Кудый-т вы, рябяты, собрались?
- Тю, це ж донцы.. та ось, до султана турецкого.
- А чаво вы у няво забыли?
- Те не мы. Воны наш шось забулы.
- Протведать ряшили? А нас возьметя?
- Паня-й...

     В гости принято ходить в самом лучшем наряде. тут наоборот: паруса рогожные, только у атамана дерюжные. Одежда на гостях - латка на латке и по прорехам сквозняк поет... Зато уж обратно из гостей - под парусами шелковыми, сами в парче-атласе, "чайки" коврами дорогими та шалями расписными драпированы. С тех пор пошла приказка "вырядывся як у гости до султана турецкого". Бывало, правда, наоборот: хозяева оказывались негостеприимными и вместо "подарков" норовили сами чем-нибудь поживиться от гостей. Чем? Ничего ж стоящего они с собой не привезли. кроме своих оселедцев. Запорожский оселедец считался редкостной добычей - на уровне злата и драгоценных камней. И если хозяева были в форме, они не упускали случая эту добычу заполучить, тем более, что она сама к ним плывет. И тогда добрая половина запорожцев оставляла в гостях свои оселедцы, вместе с буйными головами. и сами они шли на удобрения. Но подобные мелочи запорожцев не дюже смущали. Раз на раз не приходится. Ловыв рыбку, та й сам в вершу угодыв.
     Словом, за четыре века всякое случалось....

примечание: ОСЕЛЕДЕЦ -  чуб, коса или косма на темени головы.

Продолжение следует...

+2

4

Кроссавчеги)

0

5

ТЁТЯ МОТЯ написал(а):

Наверное, не всем известно, что наши кубанские предки были вовсе и не кубанскими, а Украинскаими Запорожскими казаками.

ТЁТЯ МОТЯhttp://i032.radikal.ru/0803/10/52db2316bd13.gif 
   В жилах кубанских предков текла хохляцкая кровь!!!! http://i017.radikal.ru/0803/54/9a67f9b8bc2b.gif  Хде Воффка? Щас он выдаст свое веское слово http://i045.radikal.ru/0803/89/b5c32161aa7d.gif   http://i034.radikal.ru/0804/2e/5aef78adfc4a.gif

+1

6

Galina написал(а):

Хде Воффка?

Да я и сама тут его поджидаю.. )))

0

7

Galina написал(а):

Хде Воффка?

Да тут я, тут... Ну тут только половина правды... На самом деле предками казаков, всех, в том числе и запорожских, были так называемые бродники, которые изначально жили на нижней Волге, и на Руси были известны как Хазары... Но в самой Хазарии они составляли только слой простолюдинов... Когда Святослав Мудрый Хазарию раздавил, славяне-бродники сначала разбежались, а потом начали медленное движение, сначала на Дон, а потом и на Днепр, и стали казаками...

+1

8

BK написал(а):

Ну тут только половина правды...

Володенька, мы так далеко углубляться не станем.. ) Я ж все о своей родной кубани... ))))

0

9

Глава вторая.

Из быта и нравов Запорожской Сечи.

     Основателей Сечи Запорожской естественно волновал вопрос: надежны ли гарантии. Окупятся ли их вклады в совместное товарищество? Не лопнет ли оно? Не прогорит ли?
     Древние астрологи (вони тогди называлыся волхвы, а позже - цыгане) предсказали им:
     - Четыре века будете вы непобедимыми...
     - Чотыри вика? Це ж бильше иной царьскаой династии!
- и решили: овчинка стоит выделки.
     - Но вас погубит женщина...
     Пэтому атаманы строго следили, "шоб ни одна баба нэ пэрэступила граныцю Сичи Запоризьской". И разводящий караульного отряда на каждом инструктаже дозорным казакам наказував: "Шоб ни одна баба..." Турки, ляхи и татары отодвигались уже на второе место. И даже в те редкие часы, когда казак получал увольнительную, чтобы в родной семье поласкать диток и понежиться с коханою жинкою, у него шевелилось подозрение: уж не она ли?.. Иные атаманы и вовсе не женились. Захарий Чепига, например, так-таки и отвертелся от женитьбы, как его ни старались окрутить - даже виднейшие иноземные князья сватали ему своих красавиц-дочек. По той же причине у запорожцев бытовали амулеты, молитвы и заклинания против ведьм, а во дворах не водилась метла. Только короткие веники. Ведменка и того не поднимут. И трубу печную выводили узенькой, а то и вовсе топили без трубы - по-черному.

Продолжение следует....

+2

10

ТЁТЯ МОТЯ, а чье это это произведение? Твое? Пишется так, что улыбаешься невольно.

BK написал(а):

Да тут я, тут... Ну тут только половина правды...

Воффка, молодец!  http://i050.radikal.ru/0803/34/4faadab42e9f.gif  Знания истории нам никогда не помешают!

0

11

Galina написал(а):

а чье это это произведение? Твое? Пишется так, что улыбаешься невольно.

К сожалению, не мое.. ) Кубанского автора Валентина Федоровича.
А про невольную улыбку - она так и называется "дуже юморная повесть".. )))

0

12

ТЁТЯ МОТЯ написал(а):

Из быта и нравов Запорожской Сечи.

ТЁТЯ МОТЯ написал(а):

Откуда есть пошла Сечь Запорожская.

ТЁТЯ МОТЯ, спасибо, интересно!

0

13

ТЁТЯ МОТЯ написал(а):

мы так далеко углубляться не станем.. )

Да я бы тоже так далеко не углублялся, но из твоего поста следует, что коренные жители Кубани это как бы хохлы... Так вот это не так. Этнически казачество это славяне, подэтнос, входящий в этнос русского народа. А если на Украине есть какие-то другие мнения, например казаки это этнические щирые хохлы, так эти мнения политически ангажированы русофобски настроенной частью политической украинской верхушки.

+1

14

Глава третья.

Запорижские моды
(не путать с парижскими)

     Запорожцы с детства носили усы. Прическа у запорожцев тоже не отличалась разнообразием. Каждый казак отпускал оселедец. И продиктовали им эту моду их заклятые друзья турки. У мусульман ведь головы под тюрбаном гладкие, как пушечное ядро.
     - А-а, вы лбы бреете? Так мы будэмо затылки скоблыть! - и в пику гололобым османам, шоб дуще их пиддразниты, оставляли надо лбом оселедец. на лысой голове оселедец отращивался сзади, но опять же напускался наперед и прикреплялся на лбу канцелярской скрепкой, бельевой прищепкой с жемчужиной или булавкою для галстука. по мере роста оселедец заматывался за ухо. В битве его можно было зажать в зубах (оселедец, а не ухо), чтобы злее рубиться. Полил дождь - соси небесную влагу, как из крана, без отрыва от дела: руки-то саблей, або мушкетом заняты. противники их лишены были такой привелегии утолять жажду прямо в разгар жаркой битвы, водяные потоки вместо того, чтобы организованнос текать в рот, заливали им глаза, ноздри. и турки терпели поражение.
     зато все остальное разнообразили, сколько могли. Запорожцы как дети. Любили все яркое, блестящее. еще любили горилку, хохотать во все горло и спать без просыпу в свободное время. они обожали живопись и сами обожали выглядеть живописными. любимым художником-модельером у них был Илья Репин. его картина им до того понравилась, что они тут же переняли все модели и принялись наряжаться кто во что горазд: шаровары, бурки, халаты, колпаки, папахи, кушаки, яркие перевязи прямо на голом теле, кисти, махры, помпоны, береты, шляпы, разноцветные шали и шарфы, серьги, кольца, перстни, браслеты... еще б чуть - до маникюра и татуировки додумались бы. А еще ж на них висели орудия их промысла: сабли, пищали, мушкеты, кинжалы, пистоли, кривые ножи - ими удобно вскрывать консервы и черепа; рога сайгаков и буйволов для пороха и тютюна, инкрустированные серебром, перламутром и драгоценными камнями; расшитые золотом кисеты; булавы, люльки, кресала... Все это играло под солнцем, когда казаки чистили оружие, жестикулировали, хохотали - тошлько зубы блестели да зайчики прыгали по глазам от той "тысячи мелочей", что они на себя навешивали.
     Любимым композитором у них был Гулак-Артемовский, его оперу "Запорожец за Дунаем" они просто обожали, любимым автомобилем - "ЗАЗ", а любимой газетой - "Скоморох".

0

15

глава третья

Запорижский кушак

     Безразмерные запорожские шаровары несомненно достойны персонального описания. они и описаны - Гоголем и другими авторами. Особенно соблазниетльны они для юмористов. Вообще у писателей они пользуются вниманием еще большим, чем у модельеров. Только вот у женщин они почему-то не... Впрочем, не случилось ли тут обратное? Обычно женщины бесцеремонно перенимают моду у мужчин: узкие брюки и широченные клеши, короткую стрижку и сигареты, воинскую службу и футбол... Разве усы и бороду перенять не в силах? Но и тут самые ръяные не успокаиваются: ложатся под нож хирурга да еще и платят за это бешеные деньги, чтобы не только быть похожей, а стать мужчиной! (За все человечество сказать не берусь, но что касается женщин, они точно произошли от обезьяны. Это если по Дарвину. А если по Библии, то женщину Бог сотворил скорее всего из обезьяньего ребра, но уж никак не из Адамова. Любая красавица может убедиться в этом, пересчитав ребра у свего друга: на обоих боках однаково. Но женщина если и пересчитывает ребра своему другу, то по другим мотивам, а вовсе не из стремления к истине).
     Так вот что касается шаровар, тут кажется собезьянничали мужчины. То есть запорожцы переняли моду у восточных сверстниц. Индианки, персиянки, а потом и турчанки щеголяли в шароварах задолго до появления во вселенной казачества - они щеголяли в них, когда предки запорожцев кроме звериных шкур еще ни о какой иной моде и не догадывались.
     однако запорожцы не слепо срисовали моду на шаровары у восточных красоток - они преобразовали их (шаровары, а не красоток): расширили дальше некуда, опустили мошну чуть не до земли, то есть опять же ниже некуда, вшили объемситые карманы... А иначе стоит ли повторяться? Отсюда следует, что запорожцы были людьми творческими. Я даже подозреваю, что зингеровскую швейную машинку, лампочку Эдисона, фордовские автомобили, райтовские аэропланы и другие гениальные вещи изобрели запорожцы. Патентов же не брали только потому. что стеснялись такого "нелыцарского" занятия, как изобретательство. И скрыли свои изобретения, считая, что человечество до такой ступени цивилизации еще не дозрело. Кому нужны смоги, нитраты, отравленные реки и озера, зачем ускорять вырождение человечества, в котором и без того выродков хватает? Чего доброго, и до атомной бомбы дойдет, тогда прощай жизнь на Земле. Солнце сотворил Господь, и не человеку его тушить... То есть запорожцы были еще людьми и дальновидными, чего не скажешь о Прометее, который дальше своего носа не видел - абы самому прославиться в веках.
     Так вот в связи с тем, что знаменитые запорожские шаровары уже много раз описаны-переписаны, я о них рапространяться не собираюсь, а хочу воспеть совсем иную деталь запорожской одежды, которую, к моему величайшему удивлению, никто из авторов почему-то до сих пор своего пера не удостаивал. поразительное обстоятельство, одно из самых загадочных загадок мировой литературы! ну если не поразительная загадка, то непростительное упущение - это уж точно. Потому что речь идет не о чем-нибудь, не о какой-то мелкой не достойной внимания мелочи. Даже шапка и та... Правда, меньше. чем шаровары, но тоже сподобилась. И не один раз. хотя без нее вполне можно и обойтись. А без шаровар? е во всяком обществе. Ну там в обществе жены... да и то только в собственной хате. А уж в кино без них не пойдешь. В свою очередь шаровары без поддержки не... А кто эту поддержку обеспечивает? КУШАК. Скромный запорожский кушак был мастером гна все руки. Он служил:
                           кладовкой и вешалкой,
                           багажником и арсеналом,
                           почтовым ящиком и амбаром,
                           сейфом и обручем...
     Когда запорожец приобретал люльку, он вместе с тютюном прятал ее в кисет, а кисет подвешивал к кушаку. завелась у запорожца деньга - в кушак ее. Атаманы затыкали за кушак знаки своей атаманской власти: булавы, перначи, насеки. За кушак затыкались пистоли и кинжалы, а то и сабля прицеплялась. Нарочный с поручением зашивал в кушак пергамент с посланием хану, королю або султану. Если иного запорожца разносило не в меру, кто служил ограничителем для его брюха? Он же, верный кушак... И все это - помимо его основной обязанности: поддерживать на должной высоте штаны своего хозяина либо стягивать полы его свитки, жупана и прочей верхней одежды, когда хозяину надо было в нее облачиться. ушак держал все облачение в строгости, благодаря чему воин сохранял бодрость тела и духа, а важное должностное лицо - соответствующий его положению имидж. то есть кушак поддерживал не только штаны, на нем держался АВТОРИТЕТ должностного лица. Не обязательно быть дуже всесторонне развитой личностью, шоб понять: упали штаны - упал и авторитет. Особенно, если такое (не дай Бог никому) случилось в общественном месте. Таким образом кушак должностного лица не просто кушак. Кушак - это ЛИЦО должностного лица. Стягивая ему брюхо, кушак поддерживал на должном уровне лицо того должностного лица, коему принадлежало стягиваемое сим Брюхо. Выражаясь официально, кушак "сохранял лицо" должностного лица.
     А еще ж кушак выполнял множество абстрактных функций. За кушак затыкали побежденных на состязаниях соперников. Казачьи атаманы в ратных искусствах затыкали за кушак самых искусных полководцев. А запорожец после изрядного глотка горилки мог заткнуть за кушак кого и чего угодно, даже всех чертей! Тут запорожский кушак был непомерно невообразимо-фантастически вместителен.
     выходит, что сам кушак по разнообразию функций все другие детали одежды за кушак затыкал!

0

16

глава пятая

Як одна баба целое вийско розигнала

     Екатерина II была великая охртница до мужчин. Потому ее и прозвали Екатерина Великая. Она вдохновляла их на подвиги по славо Отечества в своей имепаторской спальне. И сама вдохновлялась на великие деяния. Все екатерининские орлы выпорхнули из ее постели. Они этим очень гордилдись и чувствовали себя еще большими орлами.
     Екатерина в амурных делах тоже любила разнообразие. огда все орлы повыпорхнули, она заскучала. И вспомнила про запорожских козаков. Вот где орлы! пожалуй, поорлее моих придворных будут, поскольку каждый запорожец - дитя природы.
     Атаман Сечи Запорожской Петро Калнишевский был козак свободолюбивый, а императрица Екатерина не только муже-, но и властолюбивая. Свободолюбие одного и властолюбие другого вместе не уживаются. Тем болееесли властолюбец - правитель, а правитель - баба. Конечно, в постели эти две полярности ужились бы, но...
     Калнишевский хорошо понимал султана турецкого, короля польского или хана крымского, а вот намеки российской имепартирицы до его не доходылы. Амур, котрого посылала императрица, весь колчан израсходовал. Вытирая с круглой мордашки трудовой пот, Амур докладывал:
     - Мои стрелы отскакивают от него, как от дубового корыта. В битвах и походах кожа его так продубилась, что никакие стрелы...
     - В каких битвах? Амурных? - оживилась императрица.
     - Бранных. Он же воин. Амуры ему недосуг разводить.
     - Если я приказываю, он должен сей минут оставить бранные и явиться ко мне!
     Но как она ни приказывала, как ножкой ни топала, Калнишевский не реагировал. Крепость оказалась неприступной. "Пиддайся Катьке - козаки засмиють. Ще й к Гоголю пид перо попадэшь..." Мнение свеого войска и нравы Сечи для атамана были превыше всего.
     Императрица разгневалась и подписала манифест о ликвидации Сечи. Запорожцы читать не умели, а потому приказ не выполнили. Тогда Екатерина послала генералу Текелию, который находился к Сечи ближе всех, другой приказ: оставить Дунайские пляжи и по пути разогнать Сечь.
     Генерал читать умел. Он тут же протрубил поход к большому огорчению женской половины здешнего населения, которой очень нравилось смотреть, как солдатики загорают.
     Подойдя к Днепровским порогам, где тоже неплохие пляжи, солдаты было и здесь вознамерились позагорать.
     - Отставить! - рявкнул генерал и приказал вместо купания окружить Сечь.
     - Манифест Ея Величества Матушки нашей Императрицы получил? - спросил он атамана.
     - Який манихвест?
     - На гербовой бумаге. С печатью. С собственноручной Ея Имераторского Величества подписью?
     - А-а, там еще така ворона о двух головах намалевана? Шось такэ прыходило. Добра бумага.
     - Где она?
     - Так я ж той... Я з нею у гальюн сходыв.
     Генерал брякнулся в обморок. Петро поскорее сунул ему в рот фляжку з горилкою. Когда генерал очухался, он тут же приказал разрушить гальюн, а заодно и церковь, и управу и все, что стояло на площади, где козаки собирались на круг решать важные вопросы.
     Генералу очень хотелось поусерднее выслужиться, и он надумал сравнять все с землей. Но бульдозеров под рукой не оказалось. Поэтому построили Днепрогес. И пороги, и остров Хортица, где так уютно гнездилась Сечь - все оказалось под водой.
     Екатерине очень не понравилось, как атаман обошелся с Ее Высочайшим Манифестом, и она выслала Калнышевского на Соловки. Императрица приказала и козаков переловить всех по одному, но те тоже боялись попасть под перо к Гоголю. Они схватились за животы - от страху перед грозным генералом их прохватила ведмижья болезнь - и попросились на минуточку в камыши. Эта минуточка до си тянется: в камышах были припрятаны "чайки", в которых казаки и дали деру. Добрая половина их - пять тысяч! - уплыла до турецкого султана. Текелий туды, сюды - целого полка пропало!
     - Где он?!!
     - Та дэсь идэ-нт...
     З тих пор и пишло: дэсидент, дэсидент. Так сбылось предсказание астрологов.
     Султан давно лелеял мечту отомстить запорожцам за письмо. Да-да, то самое. И уже потирал руки. Но его Главный Визирь потирал лоб. Султан тоже был не дурак. Он перестал потирать руки и стал тоже потирать лоб. От энергичного трения загорается не толко огонь, но и мысли.
     - Да ведь у меня будут служить первосортные вояки! - и принял их с распростертыми дверями.
     Вот ведь какая штуковина: призраком социализма, тем более в Оттоманской империи, тогда и не пахло, а казенные квартиры уже существовали. Не какие-нибудь углы в коммуналках, а коттеджи да еще с наделами, а то и с садиком! Камышовые крыши никого не смущали - тогда архитектурный стиль такой был.
     Козаки пропустили вперед себя своих кошек, чтобы те обнаружили им гепатогенные точки, и принялись эти даровые квартиры обставлять. Обгляделись козаки: ляхов нэма, гостеприимных хозяев бить как-то неудобно - вздохнули, повесили свои сабли на гвоздик и, поменяв их на орала, а боевых коней на мирных волов, занялись хозяйством. Землю пахать и рыбу ловить они умели не хуже. чем воевать, и продовольственная проблема для них не была проблемой. Так что султан от этой двойной выгоды пребывал в полном восторге: если его аскеры содержались на полном гособеспечении и требовали дотаций, то запорожское войско само себя содержало. Идеальное войско!

0


Вы здесь » Ра z говорник » Гуманитарии всех стран, объединяйтесь! » Как Запорожцы Кубань обживали