Уважаемые, да простите мне мой патриотизм и любовь к малой Родине, но я хочу поделиться с вами одной исторической историей. )
Наверное, не всем известно, что наши кубанские предки были вовсе и не кубанскими, а Украинскаими Запорожскими казаками. 215 лет назад Екатерина Великая подарила земли кубанские, в то время малонаселенные, запорожским казакам. Вот об этом событии и будет сие повествование. )
Воспринимайте написанное с хорошей долей юмора. )
Как Запорожцы Кубань обживали
Сообщений 1 страница 16 из 16
Поделиться1Сб, 18 Окт 2008 21:08:16
Поделиться2Сб, 18 Окт 2008 21:34:31
Вот об этом событии и будет сие повествование. )
Воспринимайте написанное с хорошей долей юмора. )
ХОРОШО!!! Ждём!!!
Поделиться3Сб, 18 Окт 2008 21:45:58
Глава первая.
Откуда есть пошла Сечь Запорожская.
Запорожская сечь - это Коллективное Товарищество по Совместному Производству Удобрений (КТСПУ. Но тогда аббревиатуры были не в моде.) исходное сырье ни на Украине не добывали, ни импортировали - оно доставляло себя на место само. дело в том, что исходным сырьем для удобрений служили вороги - все, кто являлся на Украину за селянским скарбом, за самими селянами и главным образом за их землей. А заодно и за скотом, чтобы эту землю удобрять. Чуете, сколько хлопот? Какая нерациональная трата сил. Все равно, что к суседу, живущему через улицу, ходить через дальнюю слободу. Можно ж проще. Народ здесь отзывчивый, вот и решили их от лишних хлопот избавить, удобрять прямо тут и организовали этот самый ТСПВ - товарищество по совместной переработке ворогов в удобрения. местными панами, которые претендовали на свободу запоржцев, тоже не брезговали. Орудием производства была в основном сабля. Отсюда - "Сич".
А "Запопрожская"? дело в том, что в исходное сырье для большей эффективности добавляли порох - из пищалей, мушкетов, пушек и пр. Добавку эту тоже не импортировали, а производили на месте.
Китайцы для получения пороха столько затратили труда и так напрягали извилины, что окосели. А на Сечи порох просто выращивали (см. у Гоголя в "Т. Бульбе": "Запорожец умел... молоть порох"). Мелют зерно. А зерно же ж выращивают. Знать, в Сечи были самые подходящие условия для его культивирования. Как дельта Волги для лотоса. В сечь и ходили за порохом. Звук Ж вместо Х заменили для благозвучия (попробуйте сказать "запорохье" - язык сломаешь. А язык очень не любит, когда его ломают, и предпочитает не усложнять, а облегчать себе жизнь). Если вас спросят на экзамене, чем отличается порох щапорожский от пороха китайского - смело глядя в глаза экзаменатора, отвечайте: у китайцев порох был синтетический (они химичили), а у запорожцев натуральный. Китайцы выдумывали его из головы, а запорожцы выращивали из земли. И "пятерка" вам обеспечена. На Украине до сих пор стоит такое село - Порохня. В старину там водились мастера по выращиванию пороха.
Иногда с сырьем бывали перебои. Тогда собирали чрезвычайный съезд - раду - и решали идти на Крым, на Польшу или до Стамбула, чтобы там на месте выяснить, чого цэ поставщики медлять. КТСПВУ срочно превращался в КИТС (кооперватив по изготовлению транспортных средств) с цехами плотницким, смолокуренным, турлучным, ткацким, пошивочным и др. Комбинат работал с предельной нагрузкой - пока охота не прошла и вдохновение не спало - и вот уже десятки "чаек" та гиляров качаются на днепровских волнах. Над просмоленными бортами паруса хлопают на ветру, прямо рвутся в поход. Впрыгивают в лодки по сотне казаков, вылетают из днепровского гирла в море, глядь, а на горизонте - еще чьи-то паруса.
- Шо б це воно?.. Пидождэм, подывимось...
- Кудый-т вы, рябяты, собрались?
- Тю, це ж донцы.. та ось, до султана турецкого.
- А чаво вы у няво забыли?
- Те не мы. Воны наш шось забулы.
- Протведать ряшили? А нас возьметя?
- Паня-й...
В гости принято ходить в самом лучшем наряде. тут наоборот: паруса рогожные, только у атамана дерюжные. Одежда на гостях - латка на латке и по прорехам сквозняк поет... Зато уж обратно из гостей - под парусами шелковыми, сами в парче-атласе, "чайки" коврами дорогими та шалями расписными драпированы. С тех пор пошла приказка "вырядывся як у гости до султана турецкого". Бывало, правда, наоборот: хозяева оказывались негостеприимными и вместо "подарков" норовили сами чем-нибудь поживиться от гостей. Чем? Ничего ж стоящего они с собой не привезли. кроме своих оселедцев. Запорожский оселедец считался редкостной добычей - на уровне злата и драгоценных камней. И если хозяева были в форме, они не упускали случая эту добычу заполучить, тем более, что она сама к ним плывет. И тогда добрая половина запорожцев оставляла в гостях свои оселедцы, вместе с буйными головами. и сами они шли на удобрения. Но подобные мелочи запорожцев не дюже смущали. Раз на раз не приходится. Ловыв рыбку, та й сам в вершу угодыв.
Словом, за четыре века всякое случалось....
примечание: ОСЕЛЕДЕЦ - чуб, коса или косма на темени головы.
Продолжение следует...
Поделиться4Сб, 18 Окт 2008 22:03:33
Кроссавчеги)
Поделиться5Вс, 19 Окт 2008 00:49:27
Наверное, не всем известно, что наши кубанские предки были вовсе и не кубанскими, а Украинскаими Запорожскими казаками.
ТЁТЯ МОТЯ,
В жилах кубанских предков текла хохляцкая кровь!!!! Хде Воффка? Щас он выдаст свое веское слово
Поделиться6Вс, 19 Окт 2008 10:41:59
Хде Воффка?
Да я и сама тут его поджидаю.. )))
Поделиться7Вс, 19 Окт 2008 10:58:34
Хде Воффка?
Да тут я, тут... Ну тут только половина правды... На самом деле предками казаков, всех, в том числе и запорожских, были так называемые бродники, которые изначально жили на нижней Волге, и на Руси были известны как Хазары... Но в самой Хазарии они составляли только слой простолюдинов... Когда Святослав Мудрый Хазарию раздавил, славяне-бродники сначала разбежались, а потом начали медленное движение, сначала на Дон, а потом и на Днепр, и стали казаками...
Поделиться8Вс, 19 Окт 2008 11:00:19
Ну тут только половина правды...
Володенька, мы так далеко углубляться не станем.. ) Я ж все о своей родной кубани... ))))
Поделиться9Вс, 19 Окт 2008 11:10:56
Глава вторая.
Из быта и нравов Запорожской Сечи.
Основателей Сечи Запорожской естественно волновал вопрос: надежны ли гарантии. Окупятся ли их вклады в совместное товарищество? Не лопнет ли оно? Не прогорит ли?
Древние астрологи (вони тогди называлыся волхвы, а позже - цыгане) предсказали им:
- Четыре века будете вы непобедимыми...
- Чотыри вика? Це ж бильше иной царьскаой династии!
- и решили: овчинка стоит выделки.
- Но вас погубит женщина...
Пэтому атаманы строго следили, "шоб ни одна баба нэ пэрэступила граныцю Сичи Запоризьской". И разводящий караульного отряда на каждом инструктаже дозорным казакам наказував: "Шоб ни одна баба..." Турки, ляхи и татары отодвигались уже на второе место. И даже в те редкие часы, когда казак получал увольнительную, чтобы в родной семье поласкать диток и понежиться с коханою жинкою, у него шевелилось подозрение: уж не она ли?.. Иные атаманы и вовсе не женились. Захарий Чепига, например, так-таки и отвертелся от женитьбы, как его ни старались окрутить - даже виднейшие иноземные князья сватали ему своих красавиц-дочек. По той же причине у запорожцев бытовали амулеты, молитвы и заклинания против ведьм, а во дворах не водилась метла. Только короткие веники. Ведменка и того не поднимут. И трубу печную выводили узенькой, а то и вовсе топили без трубы - по-черному.
Продолжение следует....
Поделиться10Вс, 19 Окт 2008 12:50:49
ТЁТЯ МОТЯ, а чье это это произведение? Твое? Пишется так, что улыбаешься невольно.
Да тут я, тут... Ну тут только половина правды...
Воффка, молодец! Знания истории нам никогда не помешают!
Поделиться11Вс, 19 Окт 2008 12:53:43
а чье это это произведение? Твое? Пишется так, что улыбаешься невольно.
К сожалению, не мое.. ) Кубанского автора Валентина Федоровича.
А про невольную улыбку - она так и называется "дуже юморная повесть".. )))
Поделиться12Вс, 19 Окт 2008 17:15:05
Из быта и нравов Запорожской Сечи.
Откуда есть пошла Сечь Запорожская.
ТЁТЯ МОТЯ, спасибо, интересно!
Поделиться13Вс, 19 Окт 2008 17:43:41
мы так далеко углубляться не станем.. )
Да я бы тоже так далеко не углублялся, но из твоего поста следует, что коренные жители Кубани это как бы хохлы... Так вот это не так. Этнически казачество это славяне, подэтнос, входящий в этнос русского народа. А если на Украине есть какие-то другие мнения, например казаки это этнические щирые хохлы, так эти мнения политически ангажированы русофобски настроенной частью политической украинской верхушки.
Поделиться14Вс, 19 Окт 2008 21:22:38
Глава третья.
Запорижские моды
(не путать с парижскими)
Запорожцы с детства носили усы. Прическа у запорожцев тоже не отличалась разнообразием. Каждый казак отпускал оселедец. И продиктовали им эту моду их заклятые друзья турки. У мусульман ведь головы под тюрбаном гладкие, как пушечное ядро.
- А-а, вы лбы бреете? Так мы будэмо затылки скоблыть! - и в пику гололобым османам, шоб дуще их пиддразниты, оставляли надо лбом оселедец. на лысой голове оселедец отращивался сзади, но опять же напускался наперед и прикреплялся на лбу канцелярской скрепкой, бельевой прищепкой с жемчужиной или булавкою для галстука. по мере роста оселедец заматывался за ухо. В битве его можно было зажать в зубах (оселедец, а не ухо), чтобы злее рубиться. Полил дождь - соси небесную влагу, как из крана, без отрыва от дела: руки-то саблей, або мушкетом заняты. противники их лишены были такой привелегии утолять жажду прямо в разгар жаркой битвы, водяные потоки вместо того, чтобы организованнос текать в рот, заливали им глаза, ноздри. и турки терпели поражение.
зато все остальное разнообразили, сколько могли. Запорожцы как дети. Любили все яркое, блестящее. еще любили горилку, хохотать во все горло и спать без просыпу в свободное время. они обожали живопись и сами обожали выглядеть живописными. любимым художником-модельером у них был Илья Репин. его картина им до того понравилась, что они тут же переняли все модели и принялись наряжаться кто во что горазд: шаровары, бурки, халаты, колпаки, папахи, кушаки, яркие перевязи прямо на голом теле, кисти, махры, помпоны, береты, шляпы, разноцветные шали и шарфы, серьги, кольца, перстни, браслеты... еще б чуть - до маникюра и татуировки додумались бы. А еще ж на них висели орудия их промысла: сабли, пищали, мушкеты, кинжалы, пистоли, кривые ножи - ими удобно вскрывать консервы и черепа; рога сайгаков и буйволов для пороха и тютюна, инкрустированные серебром, перламутром и драгоценными камнями; расшитые золотом кисеты; булавы, люльки, кресала... Все это играло под солнцем, когда казаки чистили оружие, жестикулировали, хохотали - тошлько зубы блестели да зайчики прыгали по глазам от той "тысячи мелочей", что они на себя навешивали.
Любимым композитором у них был Гулак-Артемовский, его оперу "Запорожец за Дунаем" они просто обожали, любимым автомобилем - "ЗАЗ", а любимой газетой - "Скоморох".
Поделиться15Вт, 21 Окт 2008 20:06:06
глава третья
Запорижский кушак
Безразмерные запорожские шаровары несомненно достойны персонального описания. они и описаны - Гоголем и другими авторами. Особенно соблазниетльны они для юмористов. Вообще у писателей они пользуются вниманием еще большим, чем у модельеров. Только вот у женщин они почему-то не... Впрочем, не случилось ли тут обратное? Обычно женщины бесцеремонно перенимают моду у мужчин: узкие брюки и широченные клеши, короткую стрижку и сигареты, воинскую службу и футбол... Разве усы и бороду перенять не в силах? Но и тут самые ръяные не успокаиваются: ложатся под нож хирурга да еще и платят за это бешеные деньги, чтобы не только быть похожей, а стать мужчиной! (За все человечество сказать не берусь, но что касается женщин, они точно произошли от обезьяны. Это если по Дарвину. А если по Библии, то женщину Бог сотворил скорее всего из обезьяньего ребра, но уж никак не из Адамова. Любая красавица может убедиться в этом, пересчитав ребра у свего друга: на обоих боках однаково. Но женщина если и пересчитывает ребра своему другу, то по другим мотивам, а вовсе не из стремления к истине).
Так вот что касается шаровар, тут кажется собезьянничали мужчины. То есть запорожцы переняли моду у восточных сверстниц. Индианки, персиянки, а потом и турчанки щеголяли в шароварах задолго до появления во вселенной казачества - они щеголяли в них, когда предки запорожцев кроме звериных шкур еще ни о какой иной моде и не догадывались.
однако запорожцы не слепо срисовали моду на шаровары у восточных красоток - они преобразовали их (шаровары, а не красоток): расширили дальше некуда, опустили мошну чуть не до земли, то есть опять же ниже некуда, вшили объемситые карманы... А иначе стоит ли повторяться? Отсюда следует, что запорожцы были людьми творческими. Я даже подозреваю, что зингеровскую швейную машинку, лампочку Эдисона, фордовские автомобили, райтовские аэропланы и другие гениальные вещи изобрели запорожцы. Патентов же не брали только потому. что стеснялись такого "нелыцарского" занятия, как изобретательство. И скрыли свои изобретения, считая, что человечество до такой ступени цивилизации еще не дозрело. Кому нужны смоги, нитраты, отравленные реки и озера, зачем ускорять вырождение человечества, в котором и без того выродков хватает? Чего доброго, и до атомной бомбы дойдет, тогда прощай жизнь на Земле. Солнце сотворил Господь, и не человеку его тушить... То есть запорожцы были еще людьми и дальновидными, чего не скажешь о Прометее, который дальше своего носа не видел - абы самому прославиться в веках.
Так вот в связи с тем, что знаменитые запорожские шаровары уже много раз описаны-переписаны, я о них рапространяться не собираюсь, а хочу воспеть совсем иную деталь запорожской одежды, которую, к моему величайшему удивлению, никто из авторов почему-то до сих пор своего пера не удостаивал. поразительное обстоятельство, одно из самых загадочных загадок мировой литературы! ну если не поразительная загадка, то непростительное упущение - это уж точно. Потому что речь идет не о чем-нибудь, не о какой-то мелкой не достойной внимания мелочи. Даже шапка и та... Правда, меньше. чем шаровары, но тоже сподобилась. И не один раз. хотя без нее вполне можно и обойтись. А без шаровар? е во всяком обществе. Ну там в обществе жены... да и то только в собственной хате. А уж в кино без них не пойдешь. В свою очередь шаровары без поддержки не... А кто эту поддержку обеспечивает? КУШАК. Скромный запорожский кушак был мастером гна все руки. Он служил:
кладовкой и вешалкой,
багажником и арсеналом,
почтовым ящиком и амбаром,
сейфом и обручем...
Когда запорожец приобретал люльку, он вместе с тютюном прятал ее в кисет, а кисет подвешивал к кушаку. завелась у запорожца деньга - в кушак ее. Атаманы затыкали за кушак знаки своей атаманской власти: булавы, перначи, насеки. За кушак затыкались пистоли и кинжалы, а то и сабля прицеплялась. Нарочный с поручением зашивал в кушак пергамент с посланием хану, королю або султану. Если иного запорожца разносило не в меру, кто служил ограничителем для его брюха? Он же, верный кушак... И все это - помимо его основной обязанности: поддерживать на должной высоте штаны своего хозяина либо стягивать полы его свитки, жупана и прочей верхней одежды, когда хозяину надо было в нее облачиться. ушак держал все облачение в строгости, благодаря чему воин сохранял бодрость тела и духа, а важное должностное лицо - соответствующий его положению имидж. то есть кушак поддерживал не только штаны, на нем держался АВТОРИТЕТ должностного лица. Не обязательно быть дуже всесторонне развитой личностью, шоб понять: упали штаны - упал и авторитет. Особенно, если такое (не дай Бог никому) случилось в общественном месте. Таким образом кушак должностного лица не просто кушак. Кушак - это ЛИЦО должностного лица. Стягивая ему брюхо, кушак поддерживал на должном уровне лицо того должностного лица, коему принадлежало стягиваемое сим Брюхо. Выражаясь официально, кушак "сохранял лицо" должностного лица.
А еще ж кушак выполнял множество абстрактных функций. За кушак затыкали побежденных на состязаниях соперников. Казачьи атаманы в ратных искусствах затыкали за кушак самых искусных полководцев. А запорожец после изрядного глотка горилки мог заткнуть за кушак кого и чего угодно, даже всех чертей! Тут запорожский кушак был непомерно невообразимо-фантастически вместителен.
выходит, что сам кушак по разнообразию функций все другие детали одежды за кушак затыкал!
Поделиться16Ср, 22 Окт 2008 14:59:48
глава пятая
Як одна баба целое вийско розигнала
Екатерина II была великая охртница до мужчин. Потому ее и прозвали Екатерина Великая. Она вдохновляла их на подвиги по славо Отечества в своей имепаторской спальне. И сама вдохновлялась на великие деяния. Все екатерининские орлы выпорхнули из ее постели. Они этим очень гордилдись и чувствовали себя еще большими орлами.
Екатерина в амурных делах тоже любила разнообразие. огда все орлы повыпорхнули, она заскучала. И вспомнила про запорожских козаков. Вот где орлы! пожалуй, поорлее моих придворных будут, поскольку каждый запорожец - дитя природы.
Атаман Сечи Запорожской Петро Калнишевский был козак свободолюбивый, а императрица Екатерина не только муже-, но и властолюбивая. Свободолюбие одного и властолюбие другого вместе не уживаются. Тем болееесли властолюбец - правитель, а правитель - баба. Конечно, в постели эти две полярности ужились бы, но...
Калнишевский хорошо понимал султана турецкого, короля польского или хана крымского, а вот намеки российской имепартирицы до его не доходылы. Амур, котрого посылала императрица, весь колчан израсходовал. Вытирая с круглой мордашки трудовой пот, Амур докладывал:
- Мои стрелы отскакивают от него, как от дубового корыта. В битвах и походах кожа его так продубилась, что никакие стрелы...
- В каких битвах? Амурных? - оживилась императрица.
- Бранных. Он же воин. Амуры ему недосуг разводить.
- Если я приказываю, он должен сей минут оставить бранные и явиться ко мне!
Но как она ни приказывала, как ножкой ни топала, Калнишевский не реагировал. Крепость оказалась неприступной. "Пиддайся Катьке - козаки засмиють. Ще й к Гоголю пид перо попадэшь..." Мнение свеого войска и нравы Сечи для атамана были превыше всего.
Императрица разгневалась и подписала манифест о ликвидации Сечи. Запорожцы читать не умели, а потому приказ не выполнили. Тогда Екатерина послала генералу Текелию, который находился к Сечи ближе всех, другой приказ: оставить Дунайские пляжи и по пути разогнать Сечь.
Генерал читать умел. Он тут же протрубил поход к большому огорчению женской половины здешнего населения, которой очень нравилось смотреть, как солдатики загорают.
Подойдя к Днепровским порогам, где тоже неплохие пляжи, солдаты было и здесь вознамерились позагорать.
- Отставить! - рявкнул генерал и приказал вместо купания окружить Сечь.
- Манифест Ея Величества Матушки нашей Императрицы получил? - спросил он атамана.
- Який манихвест?
- На гербовой бумаге. С печатью. С собственноручной Ея Имераторского Величества подписью?
- А-а, там еще така ворона о двух головах намалевана? Шось такэ прыходило. Добра бумага.
- Где она?
- Так я ж той... Я з нею у гальюн сходыв.
Генерал брякнулся в обморок. Петро поскорее сунул ему в рот фляжку з горилкою. Когда генерал очухался, он тут же приказал разрушить гальюн, а заодно и церковь, и управу и все, что стояло на площади, где козаки собирались на круг решать важные вопросы.
Генералу очень хотелось поусерднее выслужиться, и он надумал сравнять все с землей. Но бульдозеров под рукой не оказалось. Поэтому построили Днепрогес. И пороги, и остров Хортица, где так уютно гнездилась Сечь - все оказалось под водой.
Екатерине очень не понравилось, как атаман обошелся с Ее Высочайшим Манифестом, и она выслала Калнышевского на Соловки. Императрица приказала и козаков переловить всех по одному, но те тоже боялись попасть под перо к Гоголю. Они схватились за животы - от страху перед грозным генералом их прохватила ведмижья болезнь - и попросились на минуточку в камыши. Эта минуточка до си тянется: в камышах были припрятаны "чайки", в которых казаки и дали деру. Добрая половина их - пять тысяч! - уплыла до турецкого султана. Текелий туды, сюды - целого полка пропало!
- Где он?!!
- Та дэсь идэ-нт...
З тих пор и пишло: дэсидент, дэсидент. Так сбылось предсказание астрологов.
Султан давно лелеял мечту отомстить запорожцам за письмо. Да-да, то самое. И уже потирал руки. Но его Главный Визирь потирал лоб. Султан тоже был не дурак. Он перестал потирать руки и стал тоже потирать лоб. От энергичного трения загорается не толко огонь, но и мысли.
- Да ведь у меня будут служить первосортные вояки! - и принял их с распростертыми дверями.
Вот ведь какая штуковина: призраком социализма, тем более в Оттоманской империи, тогда и не пахло, а казенные квартиры уже существовали. Не какие-нибудь углы в коммуналках, а коттеджи да еще с наделами, а то и с садиком! Камышовые крыши никого не смущали - тогда архитектурный стиль такой был.
Козаки пропустили вперед себя своих кошек, чтобы те обнаружили им гепатогенные точки, и принялись эти даровые квартиры обставлять. Обгляделись козаки: ляхов нэма, гостеприимных хозяев бить как-то неудобно - вздохнули, повесили свои сабли на гвоздик и, поменяв их на орала, а боевых коней на мирных волов, занялись хозяйством. Землю пахать и рыбу ловить они умели не хуже. чем воевать, и продовольственная проблема для них не была проблемой. Так что султан от этой двойной выгоды пребывал в полном восторге: если его аскеры содержались на полном гособеспечении и требовали дотаций, то запорожское войско само себя содержало. Идеальное войско!