Кодекс поведения в Интернет
Данная статья подготовлена по материалам журнала "КомпьютерПресс"
Широта распространения и доступность Интернета способствует максимальному вовлечению людей в процессы создания, обмена и потребления разнообразной информации. Иногда эти процессы носят творческий или познавательный характер, иногда просто утоляют жажду общения. Общение в Сети сопряжено с получением эстетического удовольствия, удовлетворением любознательности, знакомством с единомышленниками. Интернет стал важным и удобным инструментом раскрытия творческого потенциала человека, а также средством для установления и развития личных контактов независимо от того, как далеко друг от друга живут собеседники, к каким социальным или этническим группам они относятся. Свобода общения и передачи информации - это одна из наиболее значимых особенностей Интернета.
Общая тенденция может быть определена и как обобществление личной памяти. Использование сетевых информационных приложений все чаще оказывается предпочтительным для работы не только с глобальными информационными ресурсами, но и с собственными записями. Практически все развитые сетевые сервисы поддерживают индивидуальную работу со своими пользователями и выделяют им пространство для хранения личных записей. Для этого достаточно подключиться к Сети из любого места на планете и воспользоваться простым web-браузером. В связи с этим все большее распространение получают так называемые блоги, которые постепенно превращаются из личных дневников в очень популярные источники информации и средства общения.
Однако наличие неограниченных возможностей и относительной свободы поведении в Сети не должно рассматриваться, как предоставление каждому права делать в Интернет все, что хочется. Как и в реальном мире, в Интернете должны действовать некоторые социальные регуляторы поведения. Попытки принять такие нормы предпринимаются давно, однако их эффективность пока невысока.
Речь идет не только о соблюдении определенных обычаев и традиций, примыкающих к ним норм морали, всякого рода внутрикорпоративных правил и правил поведения людей в отдельных сообществах (такие как церковные, цеховые, профессиональные и другие объединения). При общении в Интернете нужно соблюдать определенные правила хоты бы для того, чтобы понимать собеседника и быть правильно понятым.
Конечно, проще всего было бы ввести правовое регулирование сетевого общения, предписания которого в случае их неисполнения обеспечивались бы силой государственного принуждения (судебная защита, уголовное преследование и т.д.). Но такой подход не всегда является эффективным регулятором социального поведения даже внутри одной страны, не говоря уже о планетарных масштабах.
Опыт развития Сети подтвердил правомерность и достаточно высокую степень эффективности применения неюридических норм регулирования. Сеть уже вполне убедительно доказала свою способность саморазвиваться и саморегулироваться, особенно там, где доминантой является общение по интересам.
Однако помимо локальных правил, успешно применяемых в рамках того или иного сообщества, постоянно делаются попытки составления некоторого общесетевого свода правил поведения в Интернете. Появление одного из первых подобных трудов можно отнести к началу 90-х годов прошлого века - именно тогда вышла книга Netiquette (в переводе с английского net и etiquette означают "сеть" и "этикет"), где детально рассматривались правила, которые следовало абсолютное большинство пользователей Интернета, причем без какого-либо принуждения или страха перед наказанием. Впрочем, этот "нетикет" остается не жестким сводом правил поведения, а своего рода набором рекомендаций, которыми добровольно руководствуются многие пользователи Сети. Если говорить об обеспечении прав пользователя Сети на получение достоверной информации и защиту неприкосновенности его частной жизни, то во многих случаях практика функционирования Интернета уже подсказала решение тех или иных проблем - созданы и применяются правила пользования электронной почтой, списками рассылки, Интернет-конференциями.
Все эти неюридические правила являлись результатом деятельности либо самого сетевого сообщества, объединенного в многочисленные "группы по интересам", либо организаций, занимающихся стандартизацией применяемых в Сети аппаратно-программных технических средств, либо, наконец, разработаны объединениями провайдеров сетевых услуг для единообразного применения.
Однако из-за стремительного роста количества пользователей и сильного социального расслоения современного сетевого сообщества (ведь если в начале века выход в Интернет был сопряжен если не с имущественным, то серьезным интеллектуальным цензом) сегодня число тех, кто знает "нетикете" или, даже не зная, пытается вести себя прилично, стало стремительно сокращаться.
Основная причина "слабости" норм внутрисетевого поведения заключается в том, что распространяются они только на отдельные, связанные сообщества пользователей Сети. Внутри такого сообщества применяемые нормы саморегулирования эффективны и могут быть легко донесены до каждого пользователя. Вне устойчивого круга общения эти нормы, конечно, тоже могут применяться, но их регулировочные функции резко снижаются. А в случае прогрессирующего дробления общающихся на отдельные, мало связанные друг с другом сообщества, подобные нормы становится тяжело распространять и многим они не слишком хорошо известны.
Следует отметить, что добровольных норм сетевого этикета сегодня не хватает для эффективного реагирования на неправомерные действия отдельных лиц. Впрочем, технологически Интернет вполне подготовлен к тому, чтобы при необходимости исполнение тех или иных организационных (в том числе и юридических) решений было оперативно произведено техническими средствами, без применения каких-либо дополнительных процедур. Например, неисполнение договорных обязательств по оплате доступа к Сети со стороны абонента быстро наказывается провайдером доступа в виде отключения от Сети. Так что коррекция саморазвития Сети, в том числе и общепринятыми юридическими методами регулирования, вполне возможна. Если законодательством страны запрещена пропаганда расовой, национальной ненависти, то информация такого рода не может размещаться на серверах, подпадающих под юрисдикцию соответствующего государства. Такой запрет может распространяться и на провайдеров доступа, и на поставщиков информации, и на прочих пользователей Сети. Для недопущения появления подобного рода материалов могут применяться и соответствующие программно-технические средства. Однако, если необходимо избежать коллизий с неправомерным размещением информации на серверах, физически находящихся за пределами "своего" государства, требуется урегулирование соответствующих вопросов на международно-правовом уровне.
Кроме того, в ряде стран создаются так называемые сетевые информационные фильтры. Обычно, когда речь заходит о таких фильтрах, то сразу вспоминают тоталитарные режимы, арабские страны или коммунистический Китай, однако работы по созданию подобных фильтров, позволяющих централизованно отсеивать вредоносное содержание, которое может плохо сказаться на подрастающем поколении, ведутся и в демократическом европейском сообществе. Например, немецкая софтвенная компания Neue Digitale разрабатывает фильтры для чатов, отсеивающие высказывания расистского и околосексуального толка, а также ругательные и подразумевающие насилие выражения (приложение не принимает даже радикальные псевдонимы или пароли). И речь идет даже о том, чтобы включить это приложение в Code of Conduct ("Кодекс поведения") немецкого Интернет-сообщества (вплоть до рекомендации к использованию на правительственном уровне).
Эффективно применяются и другие программно-технические средства ограничения доступа к нежелательной информации. Для web-страниц такими средствами могут служить разнообразные встроенные информационные фильтры (например, они имеются во многих популярных браузерах, включая Internet Explorer компании Microsoft), а для электронной почты - программные средства, обеспечивающие запрет на получение нежелательных сообщений или писем рекламного характера в почтовых серверах и клиентах. Применение как технических, так и организационных методов, например, деятельность администраторов и модераторов сетевых форумов по ограничению активности отдельных участников таких форумов, как правило, производится на добровольной основе, но имеет высокую степень эффективности.
Причем режим регулирования может отличаться не только запретом на совершение каких-либо действий, но и позитивным поощрением (стимулированием) того или иного поведения. Таким образом, для защиты прав субъектов в Интернете можно использовать комплексный подход, оставляя при этом максимально широкий выбор способов регулирования.
далее тут