не всегда успеваю отреагировать как нужно.
заметил...делаешь вид,что не услышала)))
Ра z говорник |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Ра z говорник » Духовное самосовершенствование » Искусство ведения беседы (когда лучше молчать, а когда говорить)
не всегда успеваю отреагировать как нужно.
заметил...делаешь вид,что не услышала)))
делаешь вид,что не услышала)))
Старый приемчик, испытанный еще на домашних)
Старый приемчик, испытанный еще на домашних)
На меня не действует,я настырный))
Если б еще все понимали, когда лучше молчать...
Это я не только о Коте.
Вспоминается фея с топором.
Это я не только о Коте.
И о себе?))
Точнее, замолчать.
Не судите да не судимы будете...
молчание действительно иногда лучше чем речь... Но бывает и наоборот.
Я например, когда зла и раздражена в купе, то могу такого наговорить о чем сама потом жалею....
И наоборот, когда человек ждет от тебя ответа и он для него важен, а ты отмалчиваешься , а потом узнаешь что упустила момент
Я например, когда зла и раздражена в купе, то могу такого наговорить о чем сама потом жалею....
А меня в этот момент лучше вообще не трогать с вопросами... Мне надо молча переварить и успокоиться.
А меня в этот момент лучше вообще не трогать с вопросами...
Вопросы возникают,если человек искренне не понимает,в чем он виноват)
А меня в этот момент лучше вообще не трогать с вопросами... Мне надо молча переварить и успокоиться.
это и у меня присутствует....иногда придешь злой с работы, мало ли там чего, и просто хочешь чтоб тебя какое-то время не трогали. А бывший начинает тебя вопросами заваливать и трещать без перерыва, в результате раздражение вызванное не им, выливается на него... А моя мама в такие минуты всегда говорила - не тронь ее, захочет сама расскажет
это и у меня присутствует....иногда придешь злой с работы, мало ли там чего, и просто хочешь чтоб тебя какое-то время не трогали. А бывший начинает тебя вопросами заваливать и трещать без перерыва, в результате раздражение вызванное не им, выливается на него... А моя мама в такие минуты всегда говорила - не тронь ее, захочет сама расскажет
Оля,у тебя не так...да и я тебе вопросами не особо докучаю,цени))
Дикий_кот
Так ты и не муж. Даже не бывший.
Так ты и не муж.
И что?типо нас ничего не связывает?
*пишет - пишет проникновенный текст*
Тему просматривают (Гостей: 0, Пользователей: 2) Dinozavr Шампанская
Ой! Палево!
Отредактировано Шампанская (Чт, 23 Июл 2009 19:59:19)
Вопросы возникают,если человек искренне не понимает,в чем он виноват)
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
Ой! Палево!
Ой! Палево!
Dinozavr
Дикий_кот
Палево перед кем?
Отмазываешься
ЗОЛОТО МОЛЧАНИЯ
Говорят, молчание — золото. Почему? Ведь человек от прочих живых существ отличается, прежде всего, способностью выражать словом свои мысли и чувства, сообщаться с себе подобными с помощью речи. Вся ткань культуры пронизана мыслью, окормленной словом, — даже живопись называют «раскрашенной философией». Однако издревле звучит и иное: «...слова, слова, слова», «мысль изречённая есть ложь».
Давайте прикинем для начала, какое место занимает молчание в нашей жизни. Мы больше говорим или молчим? Очевидно, молчим. Ведь сон, еда, поездки на работу, чтение, слушание лекций, просмотр телепередач и т. д. и т. п. — всё это зоны молчания, так сказать, обыденного, заданного нашими биологическими часами (ритмами), распорядком дня, привычками и пр. Конечно, при этом мы нередко так или иначе пользуемся внутренней речью, но пассивно — выговаривая читаемый текст, реагируя на увиденное и т. п. К зоне молчания можно отнести и время выполнения рутинных операций, требующих, однако, сосредоточенного внимания — скажем, набор текста на компьютере. Золото ли такое молчание? Видимо, нет. Но молчание молчанию рознь. И если мы умеем промолчать, чтобы не задеть ненароком чувства собеседника или чтобы дать ему высказаться, если молчание позволяет уйти от конфликта, избежать скороспелых высказываний и решений, — это уже элемент искусства общения. Чего в таком молчании больше — такта, тактики или инстинкта самосохранения? Неважно. Важно, что блёстки золота молчания нет-нет, да и попадаются нам в общении с людьми.
«Молчание — знак согласия» — это тоже область человеческих отношений. Молчать означает ещё и терпеливо сносить что-то, не роптать. Внешне это выглядит как приятие неизбежного («народ безмолвствует»). Однако чаще это как раз глубокое неприятие окружения, стремление укрыться в своей раковине, уйти от мира в добровольное одиночество — или в заволжские леса (было и такое в нашей истории). Такое молчание трагично, как любой разрыв человеческих связей. Но временный уход в себя необходим и благодетелен: с собой всё-таки надо встречаться в тишине и без свидетелей. Только недалёкий или опустошённый человек скучает, оставшись в одиночестве.
Есть иное благо (и блаженство), дарованное нам молчанием созерцания. Вот вы плывёте в лодке, среди лугов и лесов. Над вами в лучах заходящего солнца алеют высокие кучевые облака. Простор, тишь, зачарованность — говорить совсем не хочется. Или сибирской морозной ночью над куполом тёмно-синего неба вы слушаете звёздный звон. И молчите, и не ищете слов, чтобы выразить своё состояние и эту музыку сфер. Или в конце сентября случаются такие ночи, когда спадает с небес покров тайны, и звёзды становятся вдруг огромными и близкими, словно доносящими до нас из бесконечной глубины космоса слова откровения. Куда уж тут нашему бедному языку! Безмолвствуем мы и перед «Троицей», и слушая Баха, ибо понимаем, что любое слово, произнесённое сейчас, разрушит душевную полноту молчания, не выразив и малой толики его существа.
Цельным людям свойственно молча переживать боль и радость — личное или общее горе, любовь и разлуку, крушение надежд и рождение надежды. Жалок тот, кто, стремясь избежать страдания, развевает его по ветру, гремя, как пустая бочка. Невдомёк ему, что в страдании открывается нам богатство и ценность жизни, что страдание так же естественно и необходимо, как радость, и нести его надо достойно и самому, ни на кого не перекладывая. То же и с молчанием в любви. У неё свои законы, своя гигиена, состоящая в том, чтобы тайное до поры до времени не становилось явным («сердце верное любви молчать обязано»). Столь же уместно молчание перед схваткой (пусть это не военное сражение, а всего лишь защита проекта), перед свиданием, перед встречей с первенцем в дверях роддома. Как важно во всех этих случаях сохранить силу и крепость переживаний, не расплескать золота своего молчания.
Есть и ещё молчание — самоуглубление. Нам не скучно с собой именно потому, что внутренний мир ничуть не беднее внешнего. Ведь и во внешнем-то мире мы воспринимаем лишь то, что родственно нашему внутреннему миру. Самоуглубление — это, в сущности, разговор с собою (часто без слов), проникновение в глубины своего «я». Видимо, каждому время от времени необходимо «удаляться в свою пустыню» от суеты мирской, от жизни вне себя, в тревоге ума и сердца, с тем, чтобы взглянуть на мир спокойными, видящими глазами — изнутри. Этот путь не столь благостен, как может показаться поначалу, поскольку в какой-то момент, освобождаясь от внешнего, человек начинает ощущать в себе такую пустоту, видит такой провал, которые, как говорится, один Бог может заполнить. Иные, заглянув в эту бездну, в ужасе возвращаются туда, откуда пришли, — во внешний мир, со всеми его бедами и благами, но... без мира в душе. Если же человеку дано домолчаться до каких-то истин, он преображается, научается самовластию, обретает способность действовать свободно, но уже изнутри себя, опираясь на добытое знание. «Эх куда хватил! — скажете вы. — Это путь избранных — пророков, учителей человечества». Ой ли? Собственное мировоззрение нужно каждому, и каждый так или иначе его вырабатывает. Не случайно же Толстой обронил как-то: «Каждый мужик сам себе богородица».
Близко к молчанию самоуглубления молчание творческое. Может быть, это не общее правило, но для очень многих композиторов и поэтов источники откровения лежат не только и не столько во внешних впечатлениях, душевных переживаниях, сколько в этой самой пустоте (вернее, тишине), из которой — после недель немоты и бессилия — вдруг начинают возникать звуки или слова, как бы сами собою, по знаку невидимого дирижера, выстраиваясь в гармоничные фразы, только успевай записывать. Творческое начало присутствует в любом труде, и потому учёному, политику, инженеру, хирургу тоже зачастую необходимо «домолчаться» до нетривиальных результатов.
Но — «тихое молчание ничему не ответ», говорит пословица. Домолчавшись до чего бы то ни было, мы идём с этим не куда-нибудь, а к людям. И тут вступают в силу свои законы, один из которых — «мысль изречённая есть ложь» — вновь призывает нас к скромности, осторожному отношению к слову, то есть вниманию к окружающим. Выходя в мир, мы (далеко не пророки) можем донести до людей лишь малую часть понятого нами — из-за собственного несовершенства, незрелости, неумения, неловкости либо из-за равнодушия к нашим откровениям. Но какая разница, слышат нас или нет? Важно, чтобы мы сами слышали себя и раз за разом всё глубже опускались в шахты молчания — за словом (а потом и делом) истины.
Евгений Топильский. Источник: «Семейный доктор»http://health.familydoctor.ru/
Давай поговорим
Татьяна Шохина
Давай поговорим
Лето кончилось, а к теплу тянет по-прежнему. В преддверии долгой зимы в голову лезут хмурые, «зябкие» мысли. Но разве вы забыли? На свете есть друзья. И у вас они есть, слава Богу.
СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ
Вы не виделись сто лет, тому было множество причин, а когда встретились, оказалось, что говорить почти не о чем: старый друг почужел, переменился. Не расстраивайтесь! Просто вы отвыкли от него, а он от вас, не знаете последних подробностей жизни друг друга. "Ну, как ты?" "Да все вроде нормально", – мнетесь вы, хотя именно лучшему другу, и только ему, вам хочется рассказать самое важное. О надвигающихся переменах в личной жизни. Или о принципиальном решении сменить профессию, которое вас до смерти пугает, а посоветоваться не с кем.
Лучше начать с общих воспоминаний: они растопят ледок отчуждения, и очень скоро вам покажется, будто вы и не расставались. Только в голосе старого друга вы услышите такие знакомые, почти родственные интонации, услышите прежние, сто лет не слышанные фразочки, почувствуете такую нужную вам сейчас заинтересованность.
Пренебрегать встречами со старыми друзьями, думая, что они никуда не денутся, вредно. Зачем тратить массу времени, которого у вас в обрез, на новую знакомую, которая "ужасно" в вас нуждается, а свидание с лучшей подругой откладывать на потом? Только потому, что живете на разных концах города? Здесь нашей лени и инертности может помочь установка: встречаемся, например, раз в месяц, что бы ни стряслось. Ведь это в нашей власти – либо по уши погрузиться в будничные заботы и погрязнуть в них, либо, выныривая из них на свежий воздух дружбы, сделать жизнь богаче, веселее, душевнее.
О СЕБЕ ЛЮБИМОМ
Сколько бы нам ни твердили в детстве, что "я" – последняя буква в алфавите, нам все равно нестерпимо хочется говорить о себе. Этот общечеловеческий эгоизм понятен, естествен, оправдан, но... Иная женщина повествует о себе с такой массой деталей, что мужественно выслушать ее исповедь может не всякий. Если ваш собеседник с милой улыбкой на устах пытается ускользнуть под благовидным предлогом, считайте, что вы загрузили его под завязку. И своими проблемами, и совсем не интересными для него подробностями, в которых утонула суть ваших откровений. Разве так уж обязательно уточнять: "На прошлой неделе, кажется, это был четверг, ну да, точно, четверг; у дочки же в этот день музыка, а я еще вышла из троллейбуса и поскользнулась..."? Слушатель теряет нить рассказа, он утомлен, он тоже хочет немножко поговорить о себе, а лимит времени уже исчерпан... Возникнет ли у него желание общаться с вами в следующий раз?
Встречаются просто страшные люди, не сделавшие ничего страшного, но способные уморить любого своими речами. Их избегают, при их приближении в испуге ретируются. И вовсе не потому, что никто им не сочувствует. Дело в другом – они напрочь лишены элементарной чуткости, без которой невозможно разговаривать. В своем вдохновенном порыве они никогда не застынут на секунду, не вглядятся в лицо собеседника: а интересно ли ему то, что я говорю?..
С возрастом – все меньше о любви и загадках бытия, все больше о здоровье. Вот уж тема, скучная до зубовного скрежета! Даже любимому мужу или любимой жене не стоит сообщать по пять раз на день, где у вас кольнуло, что вы съели на обед, как вас всю ночь мучила мигрень, изжога, бессонница и т.д. Речь, конечно, не о серьезной болезни, а о мелких жалобах, которыми мы перегружаем не только друзей и родных, но и коллег.
Поверьте, ваши недомогания – ваше личное дело, и не потому, что люди вокруг черствые. Просто у них тоже "колет" и "побаливает". Обмен такими сводками о самочувствии ничего не дает ни уму, ни сердцу. Неужели вам нужна еще одна дежурная сочувственная фраза?
Если вас никто никогда не спрашивает, как дела, как настроение, что новенького дома – значит, вы сами все это регулярно выкладываете собеседникам, хотят они того или нет. Попробуйте хоть раз проконтролировать, сколько времени в дружеском разговоре ушло у вас на рассказ о себе любимом. Неужели?.. Даже не верится, что я такой эгоист...
ТАБУ
Душевное общение предполагает откровенность. Но до какой степени? Застенчивость, скромность, сдержанность не входят в число модных добродетелей Интраверт вызывает недоумение у экстраверта: о чем он там молчит, что скрывает, почему таится? Вы начинаете пытать друга или подругу и расстраиваетесь, получив уклончивый ответ. Но ведь не каждый умеет раскрываться до самого донышка. И не каждому, как сказал поэт, дано яблоком падать к чужим ногам. Не надо требовать полной откровенности даже от лучших друзей и обижаться, если вам чего-то не говорят. Человек – это тайна, которую совсем не обязательно разгадывать до конца (да это и невозможно).
И выбалтывать все о себе самом до последнего слова и вздоха тоже не стоит. Зачем признаваться в чувствах, которые и самим до конца не ясны? А если это добрые чувства, нежные движения души - оставьте хоть часть при себе, в личном, так сказать, пользовании. Перебор с откровениями опустошает личность. Вообще, как ни странно, чем меньше общение с другим человеком касается "я", тем больше дает для души – значит, между вами есть настоящее взаимопонимание, нужда в друг друге, в обмене мыслями, взглядами, мнениями, а не только потребность вывалить на собеседника накипевшее и наболевшее.
И уж совсем излишне посвящать кого бы то ни было в подробности своей интимной жизни. Вас выслушают, конечно, со жгучим любопытством, но позже вы пожалеете о своем порыве. К тому же всегда надо иметь в виду, что ваши откровения могут отправиться гулять из уст в уста. Человек с врожденным (или приобретенным) чувством такта никогда не опустится до "постельных" разговоров. Для него это табу, и тут никакие сексуальные революции его не раскрепостят.
КОМПЛИМЕНТЫ
Мы слишком сдержанны в общении и лишний раз не скажем доброго слова даже лучшему другу. Он вроде бы и так знает, как мы к нему относимся. Зачем озвучивать это?.. Но, возможно, вашим друзьям было бы приятно хоть изредка услышать в свой адрес похвалу – можно в юмористической форме, чтобы не вводить человека в краску.
Иногда радостное восклицание " Отличная мысль!" или "Как же тебе идет синий цвет!" уже готово вырваться, но что-то нас останавливает. То ли опасение: а вдруг человек подумает, что мы ему льстим, что нам от него что-то нужно? То ли ложный стыд, не дающий нам радоваться и любить свободно, как это делают дети. Да и сами мы не умеем отвечать на комплименты: теряемся, мямлим что-то невразумительное, начинаем отнекиваться.
Возможно, это психологический протест против славословий, которые людям среднего и старшего возраста надоели хуже горькой редьки, но в результате мы обделяем себя: редко радуем других и редко слышим хорошее в свой адрес. Вам сказали комплимент? Не поднимайте в удивлении брови, не напускайте на себя суровость, не стройте непонимающую гримаску. Просто скажите "Спасибо".
ЧУЖИЕ КОСТОЧКИ
Подружки проговорили до полуночи, а о чем? Перемыли косточки всем знакомым, обсудили все их слабости и глупости, воздали всем сестрам по серьгам. И, конечно, чужих мужей не забыли – нам, мол, такие даром не нужны. При этом раскладе получается, что все кругом какие-то не такие, одни они из чистого золота.
Эта беседа на Олимпе, у подножия которого барахтаются дураки и дурочки, довольно опасна: нет никаких гарантий, что в разговоре с другой подругой ваша собеседница не упомянет, кем вы считаете Петю и что думаете о Наташе. Несправедливое, обидное, насмешливое слово рано или поздно дойдет до адресата. Вы недоумеваете, почему этот человек избегает вас, смотрит холодно, прячет взгляд? Вспомните, с каким сладострастием вы обсуждали его странности и недостатки!.. Вы совсем не хотели с ним ссориться, вы воздаете должное его бесспорным достоинствам, но... О хорошем-то вы помалкивали.
В таком разговоре с особенной легкостью выбалтываются чужие тайны. Вы не умеете их хранить? Тогда предложите другу, который собирается поведать вам что-то чрезвычайно важное и секретное, "пошептать в ямку". Лучше слыть среди друзей и знакомых болтуном, чем предателем.
О ЧЕМ РЕЧЬ?
Женщины в подавляющем большинстве как будто не умеют общаться. Они перебивают друг друга, уходят от первоначальной темы в такую даль, что иногда решительно забывают, с чего начали. "О чем это я? Ты не помнишь?" В ответ на чужую реплику - бурная вспышка совсем из другой оперы: "Дай скажу, а то забуду!" Вклинившаяся по ассоциации история вызывает у слушательниц новый всплеск эмоций. За названным вскользь именем следует биографическая справка, та в свою очередь наводит на похожий случай. Мужчина, присутствующий при этой бессвязной (вернее, состоящей из сплошных связок) беседе, не выдерживает - встает и уходит, а подружки расстаются, вполне довольные друг другом.
При всем видимом неумении общаться только женщины, в сущности, и умеют это делать. Умеют, потому что нуждаются в общении. Ну и что же, что логика в их разговоре отсутствовала – они посмеялись о смешном, погрустили о грустном, поделились миллионами разрозненных битов информации и согрели друг друга сотнями вольт своих эмоций. Но нет смысла втягивать в свою беседу мужчину, да еще удивляться, почему он не поддерживает такой, с позволения сказать, разговор. У мужчин другой стиль общения – они избегают эмоций, лаконичны и если говорят, то только по делу.
ТЕЛЕФОННОЕ ПРАВО
Телефон – это бедствие, а мобильный телефон – бедствие вдвойне. Человек, окруженный со всех сторон умной техникой, не знает ни минуты покоя. Трещит факс, приходит сообщение по электронной почте, а главное, без конца звонит телефон, иногда оба одновременно: в одном - рыдающая подруга, от которой ушел муж, в другом – серьезные деловые переговоры. В отчаянии мы готовы отсоединиться от всего белого света, но, будучи рабами своего века, не смеем. Включаем автоответчик, который уверяет наших абонентов, что мы обязательно им перезвоним.
Вашему другу точно известно, что вы дома, но, сколько он ни набирает номер, вежливый голос просит оставить сообщение, и это все. Друг пугается: может, он надоел вам до смерти и вы таким образом даете ему понять это? Да нет же – вам просто хочется побыть в одиночестве, помолчать, отдохнуть от общения и чужих проблем. И все-таки - перезвоните человеку, который вам дорог: вдруг у него что-то стряслось и он нуждается в помощи. А словоохотливые знакомые, которым без разницы, как вы к ним относитесь, пусть беседуют с автоответчиком сколько влезет. Хорошее изобретение, между прочим.
Возможно, скоро все мы обзаведемся мобильными телефонами и своим адресом в Интернете, но никакие технические новинки, виртуальное общение, умные игрушки не заменят старой доброй прекрасной привычки встречаться и говорить по душам. Некоторые из нас, одержимые спешкой и суетой, от этого уже отвыкли: время расписано по минутам, жаль тратить его на "треп"; все нужное и существенное можно уместить в коротком телефонном разговоре, в кратком сообщении по электронной почте...
Окруженные со всех сторон ящиками со всевозможной информацией, опутанные проводами, имеющие возможность вступить в контакт с кем угодно, хоть с инопланетянами, мы чувствуем будто бы полноту бытия. Но это иллюзия, которая рано или поздно рассеется. А вот одиночество не иллюзорно. Это реальность – как и дружба, которая возвращает нам нас самих и выводит из самых темных тупиков, убеждая, что все-таки нас есть за что любить.
Есть и ещё молчание — самоуглубление. Нам не скучно с собой именно потому, что внутренний мир ничуть не беднее внешнего. Ведь и во внешнем-то мире мы воспринимаем лишь то, что родственно нашему внутреннему миру. Самоуглубление — это, в сущности, разговор с собою (часто без слов), проникновение в глубины своего «я». Видимо, каждому время от времени необходимо «удаляться в свою пустыню» от суеты мирской, от жизни вне себя, в тревоге ума и сердца, с тем, чтобы взглянуть на мир спокойными, видящими глазами — изнутри.
Не надо требовать полной откровенности даже от лучших друзей и обижаться, если вам чего-то не говорят.
Вот с этим у меня были проблемы, когда были подруги)
О развитии природного голоса
«Природный голос — это сильный, выразительный, красивый и выносливый голос. Он позволяет говорить часами напролёт без всякой усталости, без потери качества. Как был яркий голос в начале встречи, такой же он остаётся и потом. От длительного говорения или пения этот голос не садится, в горле не першит, голос никуда не пропадает, он яркий и послушный. Он делает то, что вам надо, а не вы делаете то, что вам позволит или не позволит голос, то есть вы не зависите от его каприз. В данном случае голос — ваш друг, ваш надёжный инструмент, ваш партнёр, он вас никогда не подводит.
Что ещё характерно для природного голоса? Это физическое удовольствие от звучания собственного голоса. Вы звучите, и вам это нравится! Вам это доставляет радость! И физическую, и конечно же, ваше настроение от этого улучшается. Вам звучать нравится, если вы говорите и поёте природным голосом.
Обычно обладатели природного голоса отлично проводят переговоры и вообще очень успешно взаимодействуют с людьми, в бизнесе или на работе.»
Вавилина Наталия
Ну а кому не повезло с природным, то что, можно как-то развить? Может, упражнения есть специальные?
есть специальные упражнения и рекомендация
Голос и дикция
Постановка голоса, упражнения для развития голоса и формирования тембра голоса.
Психолог Владимир Никитин
Хотя материалы данной статьи посвящены значимости голоса и дикции при чтении аффирмаций, оба эти параметра имеют и самостоятельное значение, поэтому освоение описанных в этой статье приёмов будет вам полезно вне зависимости от вашего намерения заниматься аффирмациями. Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов на словах, которые они произносят, поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.
Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу и тембр вашего голоса важен для вас также, как ваша внешность, манеры и знания. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свою мысль до других людей, и взаимопонимание между вами и другими людьми зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос с хорошим тембром может привлечь людей на вашу сторону и убедить их в вашей правоте, вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Ваш голос - могущественный инструмент и в тоже время это часть вас самих, поэтому вам следует полюбить свой голос каким бы он ни был, научиться слушать его, наслаждаться им и уделять достаточно времени для развития голоса и совершенствования тембра голоса. Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа, а в некоторых случаях он даже может перечеркнуть все ваши достоинства, тогда как хорошо поставленный уверенный голос с хорошим тембром является ценным средством оказания влияния. Иначе говоря, ваш голос должен содействовать вашей судьбе и вашей карьере, а не портить их, причем это относится отнюдь не только к политическим деятелям или к другим публичным людям, а и к людям обычных профессий, ибо каждому из нас приходится говорить с людьми для осуществления своего волеизъявления или для защиты своих интересов и целью такого общения является получение от людей той реакции, которая вам нужна. Очевидно, что бессмысленно говорить «в пустоту». Нас интересует, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека, а в случае произнесения аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.
Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам и только вы можете им воспользоваться. Если есть возможность, запишите свой голос на диктофон и прослушайте запись. Вам понравилось? Вас устраивает тембр вашего голоса? Или вы воскликнули: "Неужели это мой голос?". Когда вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, вы сможете выработать собственные приемы его улучшения. Голос создается в глубине вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости, а артикуляторы позволяют вам произносить звуки и слова, и все эти процессы управляются на подсознательном уровне, отражая голосом всю вашу человеческую сущность и то состояние, в котором вы в данное время находитесь. Например, если вы:
- повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь;
- повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой;
- ускоряете темп речи, то вы неуверены в себе;
- отвечаете, не дослушав вопроса, то вы раздражены или оправдываетесь;
- взяв трубку беспроводного или мобильного телефона, начинаете без цели перемещаться по комнате, то вы смущены и волнуетесь;
- идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя;
- услышав телефонный звонок, останавливаетесь, если вы были в движении, или устраиваетесь поудобнее в кресле, если вы находитесь в помещении, и делаете паузу прежде, чем ответить, то вы спокойны и уверенны в себе.Есть звуки, основанные на гласных, которые оказывают воздействие на различные органы. Например:
и-и-и - вызывает колебания в голове;
о-о-о - в средней части груди;
э-э-э - в железах и в мозгу,
су-су-су - в нижней части легких;
о-о-о - в диафрагме;
а-а-а - в голове;
у-у-у - в глотке, гортани;
м-м-м - в легких.Древние традиции утверждают, что в основе Творения Вселенной лежало пять изначальных звуков-ростков: А, У, Э, О, И, игра звучаний которых изменяет ритм Бытия. Этот ритм присущ всем объектам, включая человеческое тело. Ритмические вибрации, возникающие при произнесении мантр, порождают различные состояния ума.
Теория звуков-ростков тесно связана со всей системой мировоззрения. Например, все слоги мантры "Ом мани падмэ хум" ("Спасение в нас самих") соотносятся с медитативными цветами, олицетворяющими различные нравственные составляющие Просветления: ом - белый, ма - синий, ни - желтый, пад - зеленый, мэ - красный, хум - черный. Различные цвета соотносятся с различными проявлениями ума, со стихиями и силами Природы, а различные конфигурации рта при произнесении звуков и возникающие при этом вибрации также соответствуют стихиям, поэтому значимость голоса и дикции выходит далеко за пределы простого общения между людьми.Вот перечень некоторых симптомов того, что вам целесообразно заняться вашим голосом:
- люди часто просят вас повторить только что сказанные вами слова;
- люди замечают у вас идиосинкразию (своего рода аллергию) к публичным выступлениям;
- у вас заметный акцент;
- у вас устает горло после десятиминутного разговора;
- у слушающих вас людей через некоторое время начинает блуждать взгляд;
- вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения;
- вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем или занимаете иную высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют;
- у вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо;
- вам не нравится собственный голос.А вот список наиболее распространенных определений неприятного голоса, который мешает в жизни и который не позволит сделать хорошие аффирмации:
- гнусавый;
- резкий;
- скрипучий;
- хриплый;
- дрожащий;
- высокого тембра (писклявый);
- пронзительный;
- плаксивый;
- с одышкой;
- робкий;
- отрывистый;
- слишком громкий;
- слабый, неслышный;
- бесцветный;
- помпезный;
- саркастический;
- неуверенный;
- монотонный;
- напряженный;
- скучный.А вот характеристики голоса, способствующего вашей самореализации и прекрасно подходящего для аффирмаций:
- приятный;
- вибрирующий;
- спокойный;
- хорошо модулированный;
- низкого тембра;
- доверительный;
- теплый;
- мелодичный;
- заботливый;
- уверенный;
- властный;
- дружеский;
- хорошо интонированный;
- выразительный;
- естественный;
- звучный.Прослушав диктофонную запись своего голоса, а также учтя свои собственные субъективные ощущения от своего голоса, вы можете сделать вывод о том, нужно ли вам работать над своим голосом, а если нужно, то в каком направлении. Если вспомнить о том, что процесс генерации голоса управляется на подсознательном уровне, то станет понятно, что плохой голос - это прежде всего ваша ситуация, которую можно "лечить" теми же самыми приёмами перепрограммирования подсознания, которыми исправляются и другие ситуации. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто, ибо она формулируется абсолютно прямолинейно - "У меня плохой голос", "У меня гнусавый (резкий, скрипучий, хриплый и т.п. в соответствии с вашими ощущениями) голос". При этом подсознание назовёт вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос, и этими причинами чаще всего бывают разрушительные мысли класса гордыни (резкий и слишком громкий - "нечего церемониться с дураками!") или самоуничижения (дрожащий, робкий, слабый - "я недостойный, бедный, несчастный, слабый, больной, ничтожный" и т.п.), хотя могут быть и какие-нибудь другие. В процессе перепрограммирования подсознания вы узнаете то позитивное намерение, во исполнение которого подсознание снабдило вас именно таким голосом, которое обычно бывает весьма достойным (что-нибудь типа "не тратить силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для гордыни) или "уберечь себя от лишних проблем" в остальных случаях).
После перепрограммирования подсознания ваш голос может измениться настолько, что больше никакой корректировки и не потребуется, но если вам захочется дополнительных усовершенствований своего голоса, если захочется придать какой-то определенный тембр голосу или осуществить развитие голоса в другом направлении, то вы можете прибегнуть к помощи соответствующих упражнений, которые на очищенное от разрушительных инструкций подсознание будут ложиться очень хорошо, но в любом случае дальнейшую работу над голосом целесообразно начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит нормальное голосо и звукообразование, а также музыкальность речи.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
(упражнения питания голоса)1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?
7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.Репка.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!Все последующие упражнения, приведённые в данной статье, рассчитаны на исполнение с учетом описанной техники речевого дыхания.
Психологические упражнения для развития голоса.
Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. В результате тембр голоса изменится, ваш голос разовьётся и станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции выразительнее, а экспрессивность убедительнее. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, ибо это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и ваша личность.
1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
ииииииииии
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
уууууууууууЭта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и". Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук "у".
2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.
Особое внимание следует уделить звуку "р", поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычите" как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте "рычать": "рррр". После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым "р" произнесите следующие слова:
роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.3. "Упражнение Тарзана" помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки "ииииииииии" и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.
Теперь проделайте это же упражнение со звуками:
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
уууууууууууПо окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.
4. Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения.
Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком "Ха-а". Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.
После нескольких недель тренировки по предложенной методике сравните свой нынешний голос с прежним, который вы записали на диктофон, и вы убедитесь, что тембр вашего голоса изменился, а голос вцелом существенно улучшился, ибо теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающий мир.
В результате такой тренировки и выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова, и благодаря этому вы начинаете говорить не просто по-другому, а намного лучше. За счет этого все, что вас тревожит и беспокоит, отступает, а затем и вовсе исчезает. Поэтому никогда не прекращайте работать над своим голосом и тогда вы никогда не прекратите работать над своей личностью.
Работа над своим голосом - это работа над собой!
Работа над дикцией.
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.
Артикуляция также управляется на подсознательном уровне, как и голосообразование, поэтому целесообразно прежде всего понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными вам приёмами. Ситуация для перепрограммирования может быть сформулирована примерно так: "У меня плохая дикция", "Я говорю невнятно", "Я картавлю", "Я неправильно произношу (не могу произнести) звук "Л" (звуки "Р", "З", "С", "Ж" или другие в соответствии с вашими ощущениями.)". Причинами плохой дикции чаще всего являются самоуничижительные мысли типа "Моё дело помалкивать" или "В моём роду нет Цицеронов", которые перепрограммируются достаточно просто.
После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, значительно улучшается, а для дальнейшего развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).3. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээаааааа
аааааиииииэээээооооооСледите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Упражнения для развития подвижности губ.
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков у, ю требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для звуков о, ё округлить губы, а для звуков с, з растянуть губы в улыбке. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:
1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом):
ииииии (губы растянуты в улыбке);
оооооо (губы овалом);
уууууу (губы трубочкой).
8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
ааааииииууууыыыы;
ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.
При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.
12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.
Друг за друга стой и выиграешь бой.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Капуста любит воду и хорошую погоду.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Волки рыщут, пищу ищут.
У ёлки иголки колки.
13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.Колокольчики.
Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.
Упражнения для развития мышц языка.
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем, как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.
1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.
Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.
Прочтите слоги:
1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же;
2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эшУпражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.
Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.
Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.
Vladimir
30 апреля 2009 года
Как договориться с человеком, с которым договориться невозможно?
Я не люблю конфликты, а если быть откровенной – я их ненавижу. Всеми силами стараюсь их избегать… Но несмотря на все усилия, все же иногда в них попадаю.
Всегда больно, когда разрушаются отношения, но еще больнее, когда отношения разрушают тебя. Что делать, когда ты понимаешь, что общение с человеком не то, что не приносит радости, а просто постепенно уничтожает тебя как личность? Наверное, самым простым решением в таком случае будет порвать невыносимые отношения. Но, а что если вам приходится общаться, потому что вы коллеги, соседи, родственники?
Я снова задалась этим вопросом, наблюдая за тем, как один мой знакомый в очередной раз рассорился сразу с несколькими людьми одновременно. По сути, он хороший человек, но его конфликтный характер и нежелание слышать других отталкивают от него преданных и уважающих его людей. Все участники конфликта даже не могут понять, в чем причина. Все они коллеги и им приходится каждый день встречаться в одном офисе.
В общем ситуация непростая, а решать ее нужно. Причем решение должно быть своевременным и конструктивным.
Еще замечу, что я имею самое прямое отношение к этой проблеме. Поэтому, попав в данную ситуацию, я должна была ее решить, прежде всего, для себя. И я незамедлительно взялась за дело. Перечитав море различной литературы по психологии конфликта, я взяла лист бумаги и ручку и записала свои выводы. Итак, вот что у меня получилось.
Шаг первый:
Прежде всего, нужно успокоиться, ведь эмоции – не лучший советчик в конфликтной ситуации. Никогда не стоит принимать решения, руководствуясь ими. Уйти, хлопнув дверью, всегда легче, а вот решение остаться и попытаться разрешить конфликт потребует от тебя куда больше сил и энергии.
Шаг второй:
Когда двое ссорятся, неправ тот, кто умнее. Если ты считаешь себя таковым – возьми инициативу в свои руки и вовремя прекрати эту войну. Иногда мудрее недоговорить, чем сказать лишнее, особенно если дискуссии слишком жаркие.
Шаг третий:
Кто-то сказал, что мы судим себя по мотивам, а других по поступкам. Попробуй подумать, почему человек повел себя именно так. Скорее всего, у него есть объяснения своему поведению.
Шаг четвертый:
Постарайся максимально избавиться от негативных эмоций по отношению к своему оппоненту. Подумай о том, что и ты бываешь не прав, тоже причиняя кому-то боль и разочарование. Но вот прощать себя любимого куда проще.
Шаг пятый:
Посмотри на ситуацию с чувством юмора. Один мой знакомый любит говорить: «Представь, тебе с этим человеком общаться 8 часов в сутки, а ему с собой – все 24». Вот уж с чем не поспоришь.
Шаг шестой:
Пригласи несговорчивого оппонента за стол переговоров и предложи обсудить все моменты, которые вызвали конфликт. Но запомни, что говорить следует только о причинах, спровоцировавших данную ситуацию. Не стоит ворошить прошлое. Но это не касается тех ситуаций, где корень проблемы действительно кроется в прошлом. При их обсуждении постарайся избегать слов «вот ты всегда так», «ты со всеми конфликтуешь».
Шаг седьмой:
Если ты видишь, что при всем желании не можешь изменить ситуацию – просто отойди в сторону. Дай человеку время подумать и прийти в себя. Иному нужны годы, чтобы все переосмыслить и простить.
И самое важное: если твоей главной целью является не желание доказать свою правоту и продемонстрировать острый ум, то найти компромисс можно всегда, всего лишь проявив достаточную терпимость.
Ирина Уданович
Источник: shkolazhizni
Вы здесь » Ра z говорник » Духовное самосовершенствование » Искусство ведения беседы (когда лучше молчать, а когда говорить)