Ирина Терентьева
ТАЛАНТ В СОЛНЕЧНОЙ ОПРАВЕ
Цирк дю Солей и его русские артисты
"Это круче, чем кайф от колес". "Визуальный оргазм". "Я так смеялся, что почти описался". "Я больше никогда не смогу ходить в другие цирки". Такие записи оставляют зрители в книге отзывов "Цирка дю Солей".
Семь его разных шоу одновременно идут в разных точках мира. Любопытно, что в одном из представлений, "Алегрия", среди 50 выступающих на сцене артистов - 30 из стран бывшего Союза. В других труппах процент меньше, но тоже впечатляет. Интересно, почему там столько россиян и как наши земляки влияют на развитие современного цирка?
Цирковой организм
Канадский Cirque du Soleil ("Цирк Солнца") на сегодня - самый мощный цирковой организм в мире. Это империя с годовым оборотом в $280 млн. долларов, имеющая громадный головной офис в Монреале, а также офисы в Амстердаме, Сингапуре и Лас-Вегасе. Более, чем 2000 служащих, 500 из которых - артисты. С 1984 года, когда при поддержке властей Квебека, был основан этот цирк, его постановки увидели более 23 миллионов зрителей. В 2000 году по мотивам спектаклей был снят игровой фильм "Путешествие человека" в 3D-формате IMAX, идущий сейчас во многих странах.
В планах на ближайшее будущее - осуществление концепции "Комплексный Цирк": многомиллионные инвестиции в построение сети стационарных площадок в Лондоне, Нью-Йорке, Лас-Вегасе и Гонконге, где кроме арены для выступлений будут размещаться рестораны, гостиницы, магазины, развлекательные центры и так далее.
Главный комплекс в Монреале
История
Когда все только начиналось (в первой половине 80-х), несколько друзей из канадской провинции Квебек, среди которых были нынешний президент компании (в то время - глотатель огня) Ги Лалиберте и креативный директор (а тогда жонглер на ходулях) Жиль Сте-Круа, придумали свою концепцию прорыва циркового жанра в будущее. Они собрали труппу, в 1985 году разжились полосатым шапито на 800 мест, окопались у Ниагарского водопада, и... крупно прогорели. Оказалось, что весь народ идет на водопад, а Цирк со своим шоу - отдыхает. Сделали другую постановку, поехали по Канаде до Ванкувера - опять провал. Сели думать, как начинать все с нуля, проанализировали ошибки, и решили, что разработка эстетики волшебного зрелища должна основываться на базе очень сильного менеджмента, а размах творческих идей - соответствовать уровню общечеловеческих ценностей.
Замысел стал принимать планетарный масштаб. Они много путешествовали по разным странам, встречались с мастерами именитых цирков, где были сильны собственные народные традиции, учились на лету, черпали опыт и вдохновение в просмотренных представлениях.
Во время одной из поездок по миру они познакомились со Славой Полуниным, лидером ленинградского клоун-мим театра "Лицедеи", и с их особенным стилем лирической клоунады, возникшим из сплава русского скоморошества, комедии дель арто, чаплинианы, мрачного юмора Бастера Китона и уличного театра.
В Цирке дю Солей появился отдел, занимающийся поиском интересных номеров и лучших артистов со всего мира, на которых не жалеется никаких денег. По началу не обошлось без обид со стороны организаций, откуда исчезали солисты. Пришлось решать проблему с помощью строгого соблюдения условия найма актеров: приглашаются только те, которые разобрались с предыдущими контрактами.
С 1992 года они, параллельно с коллажем из самых удачных номеров своих предыдущих постановок, начали показывать впечатляющий спектакль "Салтимбанко", сделанный уже в стиле нынешнего Цирка дю Солей. Кстати, в разное время в Цирке было создано 12 представлений, каждое со своим "волшебным" сюжетом, цветовой гаммой, оригинальной музыкой, характерными персонажами.
В 1994 году талантливый бельгийский режиссер Франко Драгоне поставил "Алегрию", которая сразу стяжала триумфальный успех.
Итак, почему там столько русских?
Наиболее массовые номера в "Алегрии" - полеты под куполом (9 человек) и "Russian bars" ("Подкидные шесты", 10 человек), созданы в чисто русских традициях московскими постановщиками: Андреем Львом, Александром Моисеевым, Павлом Брюном.
В "Fast track" (прыжки на батутной дорожке) участвует 8 наших ребят, которые крутят самые сложные трюки. Да и кто может сравниться, например, с чемпионом мира по акробатике Евгением Ивановым, исполняющем филигранное тройное сальто? Вместе с тем, подрастает новое поколение, способное творить просто чудеса. Ну вы знаете, как русские готовят своих детей.
Наших артистов отличает еще и редкая способность к творческой выдумке, активному изобретательству ради постоянного совершенствования номеров. Опять же богатырское здоровье, быстрая адаптивность и исполнительность.
Далее. Кроме Славы Полунина, с Цирком в разное время заключали контракты еще четыре "Лицедея", а так же привлекались последователи этой эстетики. Так что клоуны там почти на 100% - русской закваски. Потому как таких персонажей просто нигде больше нет. Достояние нации стало достоянием мира, и это замечательно.
Непосредственные впечатления с попытками их осмысления
Из письма другу:
10 января 2001 года в Окленде (Новая Зеландия) состоялась местная премьера "Алегрии" в рамках двухлетнего тура по Юго-Восточной Азии и Австралии. Меня потрясло шапито на две с половиной тысячи мест, которое выглядит как белоснежный мираж с остроконечными шатрами, высотой с гору. В вынесенном вперед фойе помещается целая площадь с кафе, фуршетными залами для VIP-гостей, магазинами, где можно купить CD и видео-записи спектаклей, разнообразные плакаты, фирменные галстуки, кружки, футболки, кепки, зонтики и т.д. Кстати, все это доступно и через он-лайновый магазин на их прогрессивном сайте. Такая приятная деталь: в красочных буклетах шоу есть фотопортреты всех создателей и участников, с указанием каждого имени, даты рождения и страны проживания (возраст представителей 13 стран - от 9 до 59 лет).
Шоу в Цирке дю Солей построено по принципу оперной постановки или кино, действие не провисает ни на секунду. Нет порочной практики "тут играем, а тут не играем, а реквизит монтируем". Сценография многослойна, как в балетах Бежара - множество персонажей одновременно обживают свои пласты пространства. Каждое из действующих лиц - фантастический характерный образ со своей историей и целью. Дух сказок Гофмана и каприччос Калло. Свет - разноцветный живой организм, то радостно вспыхивающий, то таинственный, то мрачно собирающийся помирать, но лукаво подмигивающий в последнюю секунду.
Музыка - особый разговор. У Цирка, как когда-то у Феллини был гениальный композитор Нино Ротта, есть свой гений - Рене Дюпере. Выходящая вперед певица (Андреа Симард) в ослепительно белом платье-колокольчике обладает голосом, заставляющем вспомнить о вокале Жанны Агузаровой, и выглядит, как полупрозрачная фея, красивее и добрее которой нет никого на свете. Изящными ручками она вынимает душу и лечит ее золотым звонким бальзамом, а твое тело от этого замирает и покрывается мурашками.
Сзади, на возвышении сидят оркестранты - сахарные вертлявые птички со смешными носами и хохолками. Играют изумительно слажено и здорово.
Шоу начинается с того, что на сцену вылезает маленький чернокожий горбун в ярко-пурпурном бархатном смокинге с круглым паучьим пузиком, в жилете, унизанном крупными бриллиантами. Мимика Марселя Марсо и кривые мягкие ножки. Сказочно роскошный персонаж.
Кстати, все костюмы, созданные мастерицей Доминик Лемье, можно назвать этим давно забытым в нашем обиходе словом: "роскошные". Говорят, что наряды в стиле XVIII века и кожанные маски "Старых Птиц" стоят порядка $10.000 USD за каждый комплект.
Интересно, что здесь нет традиционной цирковой арены, а есть полого уходящая вверх сцена с большим ромбообразным подиумом, который может выдвигать вверх круги и разъезжаться крестом, открывая батутную дорожку для акробатов.
Действие ведет горбун и стая упомянутых напыщенных "Старых Птиц", которые чванливо выступают этакими декадантскими аристократами. Они - замаскированные униформисты, введенные в сюжет на равных с остальными участниками шоу. В постоянном антагонизме с горбуном - главный из птиц, корявый и замедленный в своем блистающем наряде, с двумя пышными пучками нежных перышков над ушами. Впоследствии он неожиданно оказывается одним из акробатов, крутящихся в сальто на батутном "фаст-траке". Еще на сцене живут два монгола в национально-царских одеяниях, один - огромный и толстый, другой - маленький ребенок, точная копия большого. Этот малыш объявляет начало представления высоким пронзительным голосом. Время от времени по сцене проносятся эскадрильи ангелов и проплывает певица со свитой из нимф.
Да, забыла сказать, что "Алегрия" - означает "Радость" и еще: в этом цирке во всех шоу принципиально отсутствуют животные
Предлагаемые публике номера: синхронные трапеции, акробатика на батутных дорожках, жонглирование факелами, клоунада, гуттаперчевые девушки, силач, полеты под куполом шапито, подкидные шесты - все звучит вполне традиционно, но зато! Принцип атмосферы магического театра, в котором возможно все. Необычное и очень красивое хореографическое решение всех номеров и связок. Ритм, драйв, синкопы в движениях персонажей такие, что дух захватывает. Иногда чудится, что из-за скорости и плотности кульбитов, траектории акробатов сливаются в единый размытый фантом, а их финальные жесты кажутся сверкающими. Профессионализм артистов, их пилотаж - класса ультра-си. Время от времени хочется схватить соседа по ряду за лацкан и допытаться у него, как же возможно то, что они вытворяют.
Действие идет единым потоком, в котором есть и стремнины, и тихие заводи.
Например, клоуны - это нечто особенное. Не буффонада, отнюдь, скорее наоборот, лирическая и философская медитация. Ни на что непохожая эстетика была изначально задана Славой Полуниным.
Кульминация многоходовой клоунады - придуманный им номер "Шторм" (авторские права защищены), в котором главный герой (исп. Юрий Медведев), собираясь в дорогу, влезает одной рукой в плащ, висящий на вешалке под шляпой, и чистит себе полы щеткой. Вдруг как в триллере, плащ оживает, отчуждая руку клоуна, и не отпускает его, отнимая щетку. Бедный клоун обмирает в тихом ужасе, а плащ неожиданно гладит его, снимает с плеча пылинки, по-женски приголубливает и незаметно сует ему в пиджак записку. Но раздается свисток на отправление, клоун вырывается, бежит к чемодану, надевает дымящуюся, как труба, черную шляпу и поездом объезжает вокруг сцены. Запыхавшись, он присаживается на чемодан, достает носовой платок, видит выпавшую записку, жадно ее читает... Потом медленно рвет и грустно бросает клочки вверх. Они кружатся, как снежинки, а сверху вслед за ними сыплется легкий бумажный снег, переходящий в густой непрерывный вал. Через минуту нарастающего завывания ветра начинается апокалиптический шторм. В глаза залу врубается ослепительный пожектор и ветряная турбина, которая разносит бумажные сугробы аж до верхнего яруса шапито. Громовая музыка продирает до костей. Полный зрительский катарсис. Истерическая овация. Антракт.
После окончания шоу народу надо минимум 15 минут, чтобы вдосталь наораться-насвистеться. В финале - особенный такой номер, когда артисты выбегают на поклон и срывают с себя маски.
Прости, что меня занесло в слезливый восторг, но ничего с этим поделать не могу. Слезы текли сами, не спросясь. От радости.
Эпилог под фанфары
Думается, что столь глобальный успех цирка, достигнутый всего за 15 лет, обусловлен великолепным руководством, мощной художественной концепцией и неординарной эстетикой, абсолютным мастерством всех создателей шоу и артистов, новейшим техническим оборудованием, и, как следствие всего перечисленного, - элементарным денежным богатством. Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить, и мы вправе гордиться соотечественниками, которые своим искусством потрясают такое количество зрителей во всех концах света.
Не даром же на разных языках они пишут в книге отзывов: "Передайте вашим девушкам мой номер телефона, пусть все звонят, когда захотят, люблю навеки." "У моего дедушки от радости выпала челюсть, но мы ее нашли и подняли." "Я бы мог смотреть это еще 10 раз подряд..." "Отбил себе ладоши и сорвал голос. Сегодня самый счастливый день в моей жизни."