МУЗЕ́Й — хранилище артефактов и/или предметов природы, получивших в к-ре знаковую ценность, одно из средств самосохранения к-ры. Подразумевается, что данный набор является эталоном образца к-ры (или природы) или может им стать, и в этом плане всякая вещь, помещаемая в М., есть вещь избранная, причем целенаправленно. В предметах, сохраняемых в М., знаковые свойства неотъемлемы от материального носителя, в отличие от находящихся в б-ках, архивах и фотоархивах текстов, принципиально имеющих и допускающих иную материальную форму; для М. книга, рукопись, печатный документ существуют прежде всего как предметы, а не как записи в них.
Первоначальные М. возникли из архивов-библиотек и древних собраний даров храмам. Само наименование восходит к Музею в Александрии Египетской, где, по представлениям древних, действительно обитали Музы, и им приносили дары. Еще в древности появилось собирание предметов иск-ва, известны многочисл. собрания музейного типа в Др. Риме — у частных лиц и в термах. В средневековье возникла задача сохранения священных реликвий: мощей, предметов, принадлежавших святым, чтимых икон; они хранились в храмах и монастырях. Эпохи Возрождения и особенно барокко положили начало собиранию натуралий, инструментов, памятников древности, этнографич. коллекций. В это время (15—16 вв.) появились коллекции римских пап, семьи Медичи во Флоренции, Августа I Саксонского, собрания др. монархов и вельмож, кунсткамеры. Первые собрания раритетов в России относятся к 16 в. (царская Оружейная палата, Патриаршая ризница), в 17 в. появляются зачатки частного коллекционирования, в 1709 начато систематич. сохранение моделей кораблей в Модель-каморе, в 1719 была открыта Петровская Кунсткамера, ставшая крупнейшим научно-просветит. учреждением типа комплексного М. Приобретение Екатериной II неск. крупных худож. коллекций положило начало Имп. Эрмитажу; петровское и особенно екатерининское коллекционирование стали стимулом для возникновения крупных частных собраний произв. иск-ва. В 18 в. в России появились собрания военных реликвий, "натуральные кабинеты", затем историко-археологич. М., в 1782 в Иркутске появился первый местный М. С дифференциацией областей знания в 19 в. коллекции Кунсткамеры были разделены на неск. специализир. М. Важными вехами в истории рус. музеев было открытие для публики галереи АХ, затем Эрмитажа (1852). В теч. 19 в. коллекционеры открывали многочисл. частные музеи, обычно существовавшие непродолжит. время. В 1872 открылся Рос. историч. музей в Москве, в 1881 там же открыта Третьяковская галерея, в 1898 — Рус. музей Александра III в Петербурге, в 1912 — Музей изящных иск-в в Москве, осн. по инициативе И. В. Цветаева и при участии Ю. С. Нечаева-Мальцева. Первым и единственным в России М., в к-ром было специально создано единство экспонатов с историч. средой, стал созданный М. Е. Месмахером М. Уч-ща барона Штиглица, хотя впервые в России зачатки этого подхода проявились в интерьерах Нов. Эрмитажа.
По имеющимся сводкам, число М. в царской России на 1917 (в границах РФ) составляло 213 учреждений, к нему можно добавить ок. 300 полковых М., 100 М. наглядных пособий, множество кустарных, сельскохозяйственных и прочих М. В основном ядре М. преобладали "научные", находившиеся в системе АН, при ун-тах, научных об-вах, архивных комиссиях и т. д., а также "публичные", т. е. комплексные и созданные с участием общественности. Особо следует упомянуть такую категорию музеев, как императорские, продолжавшие традицию Кунсткамеры Петра I и Эрмитажа Екатерины II. В совр. традиции эти музеи классифицировались бы как национальные, представлявшие собой крупные комплексы музейных собраний разл. профиля (Исторический М. и Румянцевский М. в Москве, Рус. М. Александра III в СПб.).
После рев-ции 1917 были музеефицированы имп. резиденции и многочисл. аристократические дворцы, получившие характер художественно-историч. М. мемориального типа ("истории отжившего быта"). Коллекции частных собр. были национализированы, частью расхищены, розданы по учреждениям или проданы, но в знач. степени пополнили ранее существовавшие М. Количество М. начало стремительно расти, но тогда же, в теч. 1920—30-х гг., распродавались и раздавались и многие экспонаты гос. М. Характерной чертой музейной жизни сов. времени было также перемещение экспонатов между М., в результате чего коллекции М. оказались лишенными истории. Так, при реорганизациях худож. М. из столичных собраний в областные города были отправлены произв. иск-ва с таким расчетом, чтобы каждый М. мог представить каждую из худож. школ; одновременно лучшие предметы областных М. перемещались в Москву и Ленинград. В любом худож. М., от Эрмитажа до маленького провинциального, экспозиция строилась (и строится) по "школам", что очень удобно для учебных целей, но совершенно исключает показ реального функционирования этих произведений в разных историко-культ. кон-текстах.
Сов. период в истории рос. музеев при определенных утратах фактич. материала (распродажа части собраний, потери в годы войн, особенно Вел. Отеч.) наполнил теорию и практику музейного дела как положительным, так и негативным опытом. Концепция "имп." М. была заменена практикой углубленной специализации М., отработана централизация музеев страны, появились М. нового типа, такие, как историко-рев. или литературные, провинциальные М. реорганизованы по единой схеме в историко-краеведческие, проводились эксперименты по использованию в экспозициях социологического и тиражируемого мат-ла. Краткий постсоветский период отмечен такими реалиями, как ослабление контроля гос-ва над деят-ностью музеев, возвращение проблемы первонач. владения музейными коллекциями, сокращение числа историко-рев. музеев до приемлемого уровня.