Грузия и скрытые причины российского гнева
03.10.2006 11:49 | wwwrian.ru
Почту, телеграф закрыть, телефон отключить, самолеты развернуть, дорогу разобрать по шпалам. Пусть едят свои мандарины, запивая вином и "Боржоми". Мало? Пусть кидаются за помощью к любимым соросам и прочим американским извергам, которые давно и так там правят бал. И что дальше? А никто не знает, что дальше, потому что, похоже, ни одна, ни другая сторона этого знать не хотят. Одни предстают со всей красе, только поскольку они более маленькие и бедные, и красота у них помельче. Россия же заявляет во всю мочь о своей силе, территории, танках и прочих адекватных мерах воздействия. Помогает?..
На четвертый день многие уже думали, что начнется реальная война. Кстати, некоторые так продолжают думать и сейчас, когда вчерашние грузинские арестанты уже высадились в России, вероятно, встретились с семьями и людьми с неприметной внешностью, но пронзительными глазами... Ведь приземлением "Яка" в Чкаловском с российскими военными на борту российско-грузинское многолетнее напряжение не исчезло. Вот глава Грузии Михаил Саакашвили обещал еще разоблачить шпионов, вот Южная Осетия собралась референдум о независимости проводить. Вот опять же с почтами, самолетами, поездами надо что-то делать - российская сторона ведь объявила, по сути, о полной блокаде Грузии.
Саакашвили, конечно, молодец. В политике далеко не всегда уместно проявлять природный темперамент. Да еще в ситуации, когда любое слово или действие отзовутся в России в десятикратном увеличении, как в телескопе. Ну, обнаружили шпионов, так их высылать надо или выдавать им предписание в 24 часа покинуть страну. Но зачем же сразу в наручники и в кутузку? А штаб зачем было окружать, там что, буянил кто-то, на танке резвился? И ребят не стоило выводить в наручниках под прицелом десятков фотокамер, не та тема, где уместно демонстрировать открытость. Конечно, тут кого хочешь разорвет от негодования. А уж Россию, давно нервно вздрагивающую каждый раз при словах "Грузия", "Тбилиси", "Саакашвили", - и подавно.
Но в Москве тоже оказались молодцы. За трое суток пригрозили всеми ассиметричными и несимметричными мерами, подняли на ноги ООН, собственных военных, поставили на уши минимум четыре инфраструктурных российских ведомства (об этом ниже), пол-Европы, Кондолизу Райс и под конец Джорджа Буша.
Негоже так с более слабыми, с соседями, с теми, кто может быть скорее соратником, чем устойчивым противником. Есть в районе Юга более серьезные угрозы, более своеобразные режимы.
Но нет - у России в последние годы проявляется невероятный талант сосредоточивать свою силу и мощь совсем не там, где она по-настоящему требуется. Таких сфер и примеров можно найти массу, причем они будут потрясать своей разнообразностью и, казалось бы, полной непохожестью. В реальности же методы применяются одни и те (или ошибки совершаются схожие): наваливаются не там, не так, а порой и не те. Монетизация льгот - даже экономисты признали тогда: мера, конечно, нужная, но не так чтобы первоочередная. Баталии вокруг "оранжевой" Украины. Что, стоил результат таких невероятных усилий? Срочное принятие нового законодательства о некоммерческих организациях. Несомненно, главная проблема российского общества... Замена синих милицейских номеров чуть не за одну ночь, причем с воскресенья на понедельник. Ни к себе уважения, ни к людям, у которых выходные. Ну, и наконец, Грузия, Грузия, Грузия.
Войска то вводим, то выводим. Газ то отключаем, то не отключаем, поскольку братская Армения, получающая его через Грузию, замерзнет. Визы то даем, то не даем. Многомесячный оратор Онищенко - санитарный врач, в одночасье ставший главной говорящей головой страны. Голова, в свою очередь, часами описывала, какой гадостью хотели напоить россиян. Спрашивается, почему это голова вспомнила о качестве грузинских жидкостей до странности ровно в момент ПОЛИТИЧЕСКОГО обострения отношений?
В нынешнее обострение такой подход был доведен до абсурда. В понедельник, за несколько часов до завершения активной фазы конфликта, несколько российских ведомств последовательно заявили о прекращении любых сообщений с Грузией. И в чем-то оно бы даже было понятно - как-никак стороны едва не на пороге войны. Оторопь вызвало не то, ЧТО ведомства сообщили, а то, КАК они это мотивировали. Единичные вспышки ?Синдрома Онищенко? переросли в эпидемию.
Российские железнодорожники - РАО РЖД - заявили, что прекращают сообщение с Грузией. И добавили, что рекомендовали российским компаниям прекратить закупки запчастей для электровозов с завода в Тбилиси. Забыв, правда, при этом сообщить, чем они собираются заменить эти запчасти. Или, может, российские поезда теперь станут курсировать без запчастей?
Приостановка воздушного сообщения связана с растущей "дебиторкой" со стороны грузин, заявил глава федеральной навигационной службы России. И добавил про то, что основное внимание его служба уделяет безопасности полетов, а в таких экономических условиях это становится делать все труднее. Интересно, он сам понял, что сказал? У него же получилось, что на безопасность он закрывал глаза, ведь до нынешнего ПОЛИТИЧЕСКОГО конфликта грузинские долги его так сильно не волновали.
Упражняться в изощренности аргументов можно до бесконечности. Для почты может не оказаться достаточного количества конвертов и штемпелей, для судоходства воды, для мандаринов ящиков и соковыжималок. Вот только это все для чего и для кого?
Идет политический конфликт, грозящий, не дай Бог, перерасти в военный. При чем тут дебиторская задолженность? Ведь не грузинская сторона вводится в заблуждение подобными речами, а прежде всего собственные российские граждане, обыватели. Они видят, КАК все подается, и делают свои выводы. И эти выводы неутешительны в первую очередь для самой российской власти, причем не столько в настоящем времени, сколько в будущем. Потому что обращены в будущее.
Вывод первый - можно всё, а как это объяснить потом, - дело десятое. Вывод второй - собственное государство не хочет говорить собственным гражданам о том, как обстоят дела на самом деле. Следовательно, в следующий раз, когда, например, возникнет внутренняя напряженность, оно придумает какое-нибудь объяснение для своих граждан. Следовательно, слова, обещания нельзя прямо принимать на веру. Вывод третий - российские политические институты, включая дипломатию, но не только ее, втягиваются в виртуальные игры и снижают собственную способность отличать реальность от вымысла. Вывод четвертый - Россия странный игрок международной политической сцены, поскольку не может внятно сформулировать претензии, четко обосновать свои действия и последовательно их придерживаться.
При этом хоть кто-нибудь может четко сказать, мы чего хотим от Грузии? Абхазии, мандаринов, трубопровода, оперных певцов, политики пророссийски настроенного сателлита? Более или менее понятно, что нас раздражает: НАТО, присутствие там США вместе с проамерикански настроенным президентом. Но что дальше?
Ни те, ни другие не демонстрируют не только готовности, но даже желания погасить конфликт, причем не временно, на месяц, а осмысленно, на годы. Но нельзя бесконечно меряться почтами, вагонами, винами и мандаринами. Во-первых, по ходу спора возникает непреодолимое желание все более утяжелять "аргументы". А во-вторых, подобные бесполезные, не насущные споры распыляют, отвлекают от действительно важного, лишают сил самих спорщиков.
Однажды один американец сказал то, что, может, для далекого "враждебного" континента достаточно буднично, но в нашем пространстве обретает особый смысл: "Очень важно осознать, какой работой мы заняты. Потому что мы есть то, что мы делаем, и то, что мы делаем, формирует наше общество". Что мы делаем?