Пиктограммы и идеограммы
Что может быть проще пиктограммы? Ее задача кажется совершенно понятной — передать информацию короче, быстрее, понятнее, эффективнее, чем слово.
В какой-то момент развития графических пользовательских интерфейсов сначала производители, а потом и пользователи решили, что на этих самых интерфейсах сошелся клином белый свет. И образованные, умеющие читать люди вдруг обнаружили недетскую страсть к пиктограммам и идеограммам.
Пиктограмма — это когда нарисован стакан и имеется в виду стакан.
Идеограмма — это когда нарисован стакан и имеется в виду стакан, бухло, попойка, стекольная промышленность, процент пьяных нарушителей и пр. в любой грамматической форме
Вволю намучившись с идеограммами, человечество придумало алфавитное письмо. Именно с помощью этого вида письма я написала то, что вы сейчас читаете. И, судя по всему, у вас получается. Значит, не все потеряно.
Ну хорошо. А что если мы берем знаки, значение которых может трактоваться только одним образом? Скажем, дорожные знаки. Прекрасный пример простоты и понятности. Заедем с ревизией в Санкт-Петербург, на Невский проспект (см. рисунок)
В кадр попало сорок пять знаков, висящих над одним перекрестком. Плюс реклама. В жизни это выглядит страшнее — столько же знаков висит для едущих в обратную сторону. Очевидны благие намерения тех, кто знаки вешал — им хотелось, чтобы над каждым рядом висели все необходимые указания. Но водитель смотрит на мир шире — чуть шире 180°, если быть точным. И в его поле зрения попадают все знаки. Плюс реклама.
Человек в состоянии моментально увидеть и распознать некоторое ограниченное количество объектов (скажем, семь). Эти объекты должны быть разными, чтобы не превратиться в кашу, требующую значительного времени на анализ.
Если пиктограммы и знаки имеют несколько трактовок (то есть становятся идеограммами) или просто непонятны, то их значение нужно дублировать текстом.