мета-тэг

Ра z говорник

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ра z говорник » Просветительские диспуты » Об интеллигенции


Об интеллигенции

Сообщений 1 страница 30 из 33

1

Несмотря на обилие сказанного об интеллигенции, в обществе до сих пор нет единого взгляда на ее природу. Одни считают, что интеллигенция это люди имеющие «корочку» о высшем образовании, другие считают, что интеллигенция это высокообразованные люди, третьи считают, что интеллигенция это специалисты обладающие нравственными качествами, сообразующие свои действия и поступки с моральными нормами.

Какова природа интеллигенции, в чем ее сущность? Что Вы думаете по этому вопросу?

0

2

Амаль
Тема навеяна ГороДом?  ;)
Прочитала в одной книге, цитирую дословно:
"...Но не зря говорят, что интеллигентность не купить ни за какие деньги, это не образование, не богатство, а состояние души. Можно отучиться в Кембридже и Оксфорде одновременно, но остаться хамом. А можно родиться в деревне Тмутараканской и быть благородным человеком, тонко чувствующим окружающий мир..."
(с)
В принципе, я согласна с этим высказыванием, но с учетом того, что хамы тянутся в Тмутаракань, а интеллигенты - в Кембридж, условно говоря.

+1

3

Шампанская написал(а):

Тема навеяна ГороДом? ;)

Ничего ничем не навеяно. ГороД - это ГороД, Rазговорник - это Rазговорник. Там - своя жизнь, здесь - своя. Вы мою позицию по этому вопросу знаете - котлеты отдельно, мухи отдельно. Просто мне на глаза попалась интересная статейка. Вот она (чересчур заумное убрала):

Страшно браться за эту тему, но необходимо. Уже много сказано. Сказано великими и всеми признанными. Уже много сделано. Сделано даже больше, чем достаточно. Уже много понято. Понято через кровь. Много дано определений и притом правильных... Да что толку!!! Все те же вопросы: интеллигенция: есть или нет? интеллигенция: нужна или не нужна? интеллигенция: виновна или невиновна?; интеллигенция и народ», «интеллигенция и власть»: союз «и» соединяет или разделяет?

И все же – еще раз, очередной, и, думаю, не последний – вернемся к вопросу об интеллигенции. Вопрос многомерный, как и все, что связано с Человеком.

Как Хранитель – Интеллигенция выполняет функцию Образца, матрицы культуры. Как Творец – Интеллигенция выполняет функции критики (анализа), генератора идей и стратегического духовного управления обществом. Социальное бытие нуждается в самовоспроизводстве и самосохранении. Это предполагает как духовную, так и материальную работу. Все, что связано с духовной работой и является функцией Интеллигенции. Это и определяет ее онтологический статус...

«К чему вся эта песня?», – спросит утомленный философской заумью читатель. А я отвечу: интеллигенция не выдумка. Ее нельзя придумать или отменить. Она реальность, с которой необходимо считаться. И совсем не потому, что она того требует, а потому, что общество для своего существования нуждается в носителе-исполнителе вышеназванных функций. Отсюда выводы:

Интеллигенция – это не «прослойка» интеллектуальных рекетиров;
Интеллигенция – не пиявка, которая ищет где присосаться, лишь бы не работать;
Интеллигенция – не попрошайка, люмпен-интеллектуал, также не желающий работать;
Интеллигенция – не открыватели космоса и глубин микромира;
Интеллигенция – не эстрадный артист, веселящий праздную публику;
Интеллигенция – Творец и Хранитель святынь.

Все попытки манипулировать интеллигенцией обречены на провал: и ядиком угощали, как Сократа и Горького, и головки рубили, как Боэцию и Мору, и на кострах сжигали, как Гуса и Бруно, и в тюрьмах гноили, как Р.Бэкона, Н.Морозова, Т. Кампанеллу, и в ссылку отправляли, как Чернышевского и Герцена, Овидия и Маркса, Аристотеля и Везалия, и взятки предлагали, как Диогену Собаке и Спинозе, и сумасшедшими объявляли, как Чаадаева. Интеллигенцию нельзя уничтожить, ибо исчезнет носитель-исполнитель социальной функции. Интеллигенцию нельзя купить – по той же причине: она утратит свою сущность, перестанет быть носителем-исполнителем социальной функции («кто платит, тот и заказывает музыку»). Всегда необходимы адекватные и корректные меры. Покупать интеллигенцию нельзя, а кормить – необходимо. Интеллигенция нуждается в том, чтобы ей не мешали работать, при соблюдении одного безоговорочного условия, которое она должна выполнять: не верещать! Она обязана говорить правду, но не закатывать истерику. А на Власти лежит ответственность – слушать или не слушать, принимать или не принимать плоды духовных исканий интеллигенции.

Чтобы накормить Интеллигента – его нужно... поймать. А чтобы поймать – нужно уметь отличать от неинтеллигента, т.е. нужно знать отличительные признаки, повадки, места обитания (да простят меня интеллигенты за юмор, ведь над кем смеюсь...). Отличить интеллигента по формальным признакам невозможно: ни род занятий (умственный труд), ни уровень образования (высшее), ни социальный статус («прослойка», простите) не гарантируют интеллигентности. Интеллигент – это носитель интеллигентности, ее раб. А интеллигентность – это набор личностных качеств, как говорят философы, таких как: чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли, мудрость...

Чаще всего интеллигентный человек занят интеллектуальным трудом, имеет высокий уровень образования... Ой-йой-ой! К чему так нудно стал писать? Да к тому, что уже давно, и тем более сегодня это далеко не так. Вспомните презрительное БИЧ – «бывший интеллигентный человек». В бичи шли не только те, кто сломался, но очень часто те, кто нашел в себе силы и не побоялся сломать социальный шаблон и поменять «белый воротничок» на «синий», перо на мастерок ради того, чтобы сохранить свободу и самостоятельность мысли, а как на хлеб зарабатывать – так это как придется. Сегодня отличительными признаками интеллигента являются потрепанные манжеты, стоптанная обувь, штопаный свитер и... неугасающая искорка в глазах. Я так подробно описываю, будто «новые русские» уже с ног сбились в поисках интеллигента, дабы помочь ему выжить, а заодно и самим себе...

Е.Смотрицкий (c)

0

4

Шампанская написал(а):

...интеллигентность не купить ни за какие деньги, это не образование, не богатство, а состояние души. Можно отучиться в Кембридже и Оксфорде одновременно, но остаться хамом. А можно родиться в деревне Тмутараканской и быть благородным человеком, тонко чувствующим окружающий мир...

истинно так...

P.S. Я, конечно, на интеллигента не очень тяну... но мне часто кажется, что я родился не в своем веке... мне ближе по духу балы... звон шпор... и чтение стихов для дамы сердца под луной...

0

5

Le Balafre написал(а):

мне ближе по духу балы... звон шпор... и чтение стихов для дамы сердца под луной...

Зная тебя лично.. подтверждаю!! ) Лыцарь, как есть! )))

0

6

Le Balafre написал(а):

мне ближе по духу балы... звон шпор... и чтение стихов для дамы сердца под луной...

похвально, молодой человек........  Только когда женитесь и детишки пойдут, не забывайте от этом,........ научитесь хоть памперсы менять. (А мой муж даже и не знает к какому месту  его (памперс) прикладывать    *вздохнула и махнула рукой*)

0

7

ТЁТЯ МОТЯ написал(а):

Зная тебя лично.. подтверждаю!! ) Лыцарь, как есть! )))

Shtuchka написал(а):

похвально, молодой человек........

***таю, как мороженное***

Shtuchka написал(а):

Только когда женитесь и детишки пойдут, не забывайте от этом,........ научитесь хоть памперсы менять. (А мой муж даже и не знает к какому месту  его (памперс) прикладывать    *вздохнула и махнула рукой*)

Хочу троих... Так что придётся учиться памперсы менять.

0

8

Le Balafre написал(а):

Хочу троих...

Вот это по-НАШЕМУ - МОЛОДЕЦ!!! Хочешь, значит обязательно будут!

0

9

Le Balafre написал(а):

***таю, как мороженное***

Шоколадное?  blum3

Le Balafre написал(а):

Хочу троих...

Я вообще о двойне задумываюсь... Только тсс... :)

0

10

Шампанская написал(а):

Я вообще о двойне задумываюсь... Только тсс...

Я буду молчать, как могила... :)

0

11

Интеллект можно повысить искусственно

Жизнь в современном техногенном обществе требует от людей все больших интеллектуальных затрат. Следовательно, нашему мозгу придется приспосабливаться к новым условиям существования. При этом не исключено, что человечество все же захочет ускорить процесс, стимулируя интеллект различными искусственными способами.

Один из них, относительно безобидный - медитация. Нейрофизиолог из Университета Висконсина (США) Ричард Дэвидсон и его коллеги провели сканирование мозга буддийских монахов из Индии, имевших большой опыт занятий медитацией, и одновременно добровольцев, прежде медитацией не занимавшихся. Оказалось, что у монахов во время медитации резко возрастает деятельность мозговых волн (так называемых гамма-волн). У новичков этого не наблюдалось.

А группа ученых из медицинского колледжа Вейла университета Корнелла провела ряд любопытных экспериментов, связанных с воздействием гипноза на процессы мышления в человеческом мозгу.

Им удалось доказать, что гипнотическое внушение способно регулировать деятельность участков мозга, ответственных за разрешение так называемых когнитивных конфликтов, связанных с вниманием. Например, если человеку предлагают листок, на котором красными чернилами написано слово «синий», и просят назвать цвет чернил, то в большинстве случае он колеблется, прежде чем дать правильный ответ.

Во время прохождения этого теста испытуемым внушали под гипнозом, что на бумаге написана полная бессмыслица. В большинстве случаев люди сразу, без колебаний, давали верные ответы, за исключением тех, кто обладает плохой внушаемостью. Сканирование мозга показало, что у загипнотизированных подавлялась деятельность в области мозговой коры, отвечающей за визуальное восприятие. Таким образом, с помощью гипноза можно скорректировать процессы мышления.

Еще один способ резко поумнеть – принять «лекарство от глупости». Согласно прогнозам экспертов британского национального центра «Предвидение», в ближайшие 20 лет будут разработаны биохимические препараты, стимулирующие интеллектуальную деятельность человека.

Проблема в том, что они могут попасть в разряд допингов, и тогда их применение, например, студентами и школьниками на экзаменах будет запрещено. Либо «интеллектуальные витамины» в обязательном порядке заставят принимать всех сдающих экзамены, чтобы поставить их в равное положение. Но, как бы то ни было, ведь речь идет о лекарственных препаратах. Наверняка у них имеются и побочные эффекты!

И наконец, самый «крутой» метод – стимуляция мозга различными импульсами. Так, в Южной Корее существует общество под названием «Орден гения». Его члены проводят сеансы повышения уровня интеллекта, воздействуя на мозг определенными звуковыми ритмами. И в этом что-то есть! Профессор Иркутского Института травматологии и ортопедии Владимир Бутуханов считает, что мозговые клетки – нейроны – могут находиться в спящем состоянии, и, «разбудив» их, мы станем мыслить куда быстрее и лучше. А помогут в этом… музыка и цвет!

С помощью специальной компьютерной программы профессор перевел записи мозговых волн в ноты и цвета. Оказалось, что, чем выше интеллект человека, тем шире и разнообразнее звуковой и цветовой диапазон его энцефалограммы. А вот у умственно отсталых пациентов мелодия мозга звучит монотонно, а в «радуге» преобладают красно-оранжевые тона.

Однако, если воздействовать на определенные участки мозга комбинированным лазерным излучением (оно состоит из магнитных, микроволновых, инфракрасных и электрических волн), то вид энцефалограммы меняется. У детей с различными психическими отклонениями, к которым применяли данную методику, повышался уровень IQ , снижались перепады настроения, они становились более грамотными и внимательными.

Ирина Шлионская

Источник: pravda

0

12

Шампанская, какая связь между интеллектом и интеллигенцией????
http://i.smiles2k.net/aiwan_smiles/swoon.gif

0

13

Абигель
Корень...

Амалия написал(а):

Несмотря на обилие сказанного об интеллигенции, в обществе до сих пор нет единого взгляда на ее природу. Одни считают, что интеллигенция это люди имеющие «корочку» о высшем образовании, другие считают, что интеллигенция это высокообразованные люди, третьи считают, что интеллигенция это специалисты обладающие нравственными качествами, сообразующие свои действия и поступки с моральными нормами.

0

14

Цитаты из статьи "О русской интеллигенции. Письмо в редакцию", 1993 "Новый мир" No2 (автор Лихачёв, Дмитрий Сергеевич)

Интеллигент - это представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью.

Меня лично смущает распространенное выражение "творческая интеллигенция", - точно какая-то часть интеллигенции вообще может быть "нетворческой". Все интеллигенты в той или иной мере "творят", а с другой стороны, человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с "идеологическим уклоном", с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник.

К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.

Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.

Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности, - это высшая безнравственность. Если интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту, особенно в вопросах, связанных с моралью, - это его не может уронить.

Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, - это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной.

Ученые не всегда бывают интеллигентны (в высшем смысле, конечно). Неинтеллигентны они тогда, когда, слишком замыкаясь в своей специальности, забывают о том, кто и как может воспользоваться плодами их труда. И тогда, подчиняя все интересам своей специальности, они жертвуют интересами людей или культурными ценностями.

В целом, забота о специальности и ее углублении - совсем неплохое правило жизни. Тем более что в России слишком много непрофессионалов берется не за свое дело. Это касается не только науки, но также искусства и политики, в которой также должен быть свой профессионализм. Я очень ценю профессионалов и профессионализм, но это не всегда совпадает с тем, что я называю интеллигентами и интеллигентностью.

Интеллигентность в России - это прежде всего независимость мысли при европейском образовании. А независимость эта должна быть от всего того, что ее ограничивает, - будь то, повторяю, партийность, деспотически властвующая над поведением человека и его совестью, экономические и карьерные соображения и даже интересы специальности, если они выходят за пределы допустимого совестью.

Мы слишком часто употребляем выражение "гнилая интеллигенция", представляем ее себе слабой и нестойкой потому, что привыкли верить следовательскому освещению дел, прессе и марксистской идеологии, считавшей только рабочих "классом-гегемоном". Но в следственных делах оставались лишь те документы, которые играли на руку следовательской версии, выбитой из подследственных иногда пытками, и не только физическими.

Что такое интеллигенция? Как я ее вижу и понимаю? Понятие это чисто русское и содержание его преимущественно ассоциативно-эмоциональное.

По особенностям русского исторического прошлого мы, русские люди, часто предпочитаем эмоциональные концепты логическим определениям.

Народы - это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.

Интеллигентом нельзя притвориться.

В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе.

Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.

Жадность - это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества.

У каждой страны есть свой Восток и свой Запад, свой Юг и свой Север, и то, что для одной страны Восток, - для ее соседей Запад. Мирное же соседство в том и состоит, чтобы этнические границы не становились политическими "границами на замке", чтобы разнообразие никого не ущемляло, но обогащало.

Нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все или по крайней мере самое важное, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу!
Нелепо сравнивать культуры "по росту" - кто выше, а кто ниже.

Черта, определявшая характер русской интеллигенции, - это отвращение к деспотизму, воспитала в ней стойкость и чувство собственного достоинства.

"Когда враг не сдается, его уничтожают!" - сказал Горький. Однажды это высказывание стало предсказанием - это факт, однако неужели же оно действует и по наше время? Ведь и в наше время одна национальная интеллигенция изничтожает другую, в иных случаях - с оружием в руках. И в наше время интеллигенция подвергается осмеянию и уничтожению, и с чьей же стороны? Со стороны другой части интеллигенции, а если так, это значит, что та, "другая", часть необоснованно присвоила себе само определение "интеллигенция".

Дискуссии, разное видение мира и его будущего, конечно же, свойственны интеллигенции, но взаимное уничтожение привнесено в ее среду тем же Горьким, теми же полузнайками и "обраэованцами", не говоря уж о ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Так неужели и нынче всю тяжесть бремени, все исторические задачи, возложенные на интеллигенцию, она может решить только путем бесконечных распрей и взаимного озлобления, выводящим ее за пределы интеллигентности, в то время как вся история культуры, равно как и совсем недавний наш практический опыт, подсказывает нам совершенно иной, противоположный путь? И неужели мы станем по-прежнему, "по-большевистски", недооценивать интеллигенцию и ее роль в жизни наших народов?

0

15

Угу... Есть такой академик Лихачёв... Вернее был... Лучший друг Михал Сергеича Горбачёва. Нда... Этот самый Лихачёв как раз утверждал, что история русского народа началась с христианизации Киевской Руси. А до этого один только языческий кошмар в норах прятался, и исследовать историю русского народа поэтому в дохристианский период - это пустая трата времени. И не только пустая, но и опасная. А ну как русские люди узнАют что-нибудь, чего им знать не надо?? К вопросу об интеллигенции...

0

16

BK написал(а):

ского народа поэтому в дохристианский период - это пустая трата времени. И не только пустая, но и опасная. А ну как русские люди узнАют что-нибудь, чего им знать не надо??

ну ич его так такого можно узнать?

0

17

Да вот и мне тоже интересно... Я сейчас интересную книгу читаю. Называется "Древняя история казачества". Автор Евграф Петрович Савельев. Первый раз книга была издана в 1915 году, но академики Лихачёвы таких книг читать не хотели.

0

18

Интеллигентные кричалки

Режиссёра нету круче,
Чем Бернардо Бертолуччи!

В кино мировом общепризнанный лидер
Известный немецкий художник Фассбиндер!

Иконой и кистью владел будь здоров
Крутой живописец Андрюха Рублёв!

Самый лучший на весь мир
Наш Малевич Казимир!

Любят друзья, уважают в народе
Микеланджело Буонарроти!

Рисует своё, а не пишет пародиев
Художник купеческих женщин Кустодиев!

Легко нарисует хоть тонну селёдки
Художник нормальный Кузьма Петров-Водкин!

По центру виолончели играет как бог
Мстислав Ростропович смычком между ног!

Кто поёт не хуже Стинга?
Это Пласидо Доминго!

От Москвы до Пиренеев
Король танца Моисеев!

Ядро урана порвал на крошки
Физик крутой Курчатов Игорёшка!

В мире нет справедливей закона,
Чем закон Менделеева-Клайперона!

Лермонтов Мишаня, вот тебе цветы!
Герой нашего времени ты! Ты! Ты

0

19

Абигель написал(а):

какая связь между интеллектом и интеллигенцией????

А без интеллекта какой интеллигент? http://i031.radikal.ru/0803/b6/6394d6c18a2b.gif

0

20

А запросто... Интеллигент - это общественный маяк. Ориентир. Ну а какие сейчас в Расее ориентиры?? То-есть есть, конечно, светлые головы, настоящие интеллигенты. Но о них же мало кто знает...

+1

21

BK написал(а):

То-есть есть, конечно, светлые головы, настоящие интеллигенты. Но о них же мало кто знает...

Так я про них ваще то...

0

22

Ну, наверно, можно сказать, что интеллигент - это человек, способный с минимальными затратами уменьшить энтропию окружающей среды...

0

23

Лотман считал, что ядром интеллигентности является  терпимость.

0

24

BK
Тебе импонируют интеллигенты?

0

25

Ты про кого??

0

26

BK
Я в целом.

0

27

А в целом я ко всем одинаково отношусь...

0

28

BK написал(а):

А в целом я ко всем одинаково отношусь...

Так , что ли?

0

29

BK написал(а):

А в целом я ко всем одинаково отношусь...

Интересно, а почему? Ко всем равнодушен, или что-то иное?

0

30

Равнодушие - это ведь хорошее слово... Главная заповедь - Не навреди!!

0


Вы здесь » Ра z говорник » Просветительские диспуты » Об интеллигенции