мета-тэг

Ра z говорник

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ра z говорник » Духовное самосовершенствование » Искусство спора


Искусство спора

Сообщений 31 страница 49 из 49

31

В каждом споре.. предмет разный.. И ситации сугубо индивидуальные.. Невозможно все грести под одну гребенку! И ИСТИНА всегда разная..
И вапче.. Сократ сказал, шо истина в вине! )))))

0

32

ТЁТЯ МОТЯ написал(а):

истина в вине!

Но и с этим ведь можно поспорить.  :)

ТЁТЯ МОТЯ написал(а):

И ИСТИНА всегда разная..

Предмет истины - разный, а суть всегда одна.

0

33

Сказал это не Сократ, сказали это позже Сократа - но, что истина для всех разная - поддерживаю!

0

34

Что такое истина? А?

0

35

Это то, что человек считает верным, правильным. Это знание. Это осознание. Это даже ощущение.

0

36

ТЁТЯ МОТЯ

Светик, чмок.. ну любишь ты тень наводить на плетень... ладно хоть Бога не приплела...  Истина есть знание, безусловно позволяющее человеку увеличить поток потребляемой им совокупной энергии... Причем истина тем истеннее, чем больше возможное увеличение потока потребляемой энергии в результате ее применения, откуда и происходит известный тезис насчет того, что практика есть критерий истины ... А ощущения возникают вследствие механических или иных раздражающих действий по отношению к периферическим нейронам, чем, собственно, и пользуются в свободное от работы время озабоченные граждане обоего пола... вот...

________________
У попа была собака...

0

37

BK
Это кто еще теней навел, Вофф?  )))))

0

38

ТЁТЯ МОТЯ

Кто-кто... откуда я знаю, кто... Я же не доктор Ватсон... Кстати, полезность и есть критерий, отличающий истину от правды... Правда вовсе не обязательно полезна, ее "находят", "доказывают" ... тогда как истину "добывают","выбивают"... Помнишь - "Момент истины"...??  Ну кто же будет "выбивать" или "вырывать" бесполезное знание???  Вот такие дела...

______________
У попа была собака...

0

39

А кто определил, что полезно, а что истина?

0

40

Шампанская

Субъект, Олечка, исключительно субъект... а вовсе не объект... вот...

_______________
У попа была собака...

0

41

BK написал(а):

Истина есть знание, безусловно позволяющее человеку увеличить поток потребляемой им совокупной энергии... Причем истина тем истеннее, чем больше возможное увеличение потока потребляемой энергии в результате ее применения, откуда и происходит известный тезис насчет того, что практика есть критерий истины ... А ощущения возникают вследствие механических или иных раздражающих действий по отношению к периферическим нейронам

Вот ведь сказал - силен, монстр!!!!

0

42

Сам обалдел...

_________________
У попа была собака...

0

43

Диалог:
Он: - девушка,извините за наш с вами спор,я думал что вы парень...
Я:- ну и что? с девушкой и спорить уже нельзя?)
Он: - я никогда непозволял себе спорить с девушкой)

(с) орфография сохранена.

Что это - закоренелые предрассудки вроде "женщина глупее мужчин" или простая боязнь, что девушка может переспорить мужчину? :) Галантность не предлагать. :)

0

44

Карел Чапек о правилах ведения дискуссии
Автор: elLf | Раздел: Это познавательно | 7 июля 2008 | Просмотров: 539

Так как в журнале часто ведутся дискуссии на самые разнообразные темы, решил поместить правила ведения споров от Карела Чапека. Весьма забавно, а также поучительно для тех, кто хочет при помощи демагогии одерживать победы в любых спорах.

К. Чапек, "Двенадцать приемов литературной полемики или Пособие по газетным дискуссиям":
1. Despicere (смотреть свысока - лат.) cостоит в том, что участник диспута должен дать почувствовать противнику свое интеллектуальное и моральное превосходство, иными словами, дать понять, что противник - человек ограниченный, слабоумный, графоман, болтун, совершенный нуль, дутая величина, эпигон, безграмотный мошенник, лапоть, плевел, подонок и вообще субъект, недостойный того, чтобы с ним разговаривали. Такая априорная посылка дает вам затем право на тот барский, высокомерно-поучающий и самоуверенный тон, который неотделим от понятия "дискуссия".

2. Termini (терминология - лат.) заключается в использовании специальных полемических оборотов. Если вы, например, напишете, что господин Икс, по вашему мнению, в чем-то неправ, то господин Икс ответит, что вы "вероломно обрушились на него". Если вы считаете, что, к сожалению, в чем-то не хватает логики, то ваш противник напишет, что вы "рыдаете" над этим или "проливаете слезы". Аналогично этому говорят "брызжет слюной" вместо "протестует", "клевещет", вместо "отмечает", "обливает грязью" вместо "критикует", и так далее. Будь вы даже человек на редкость тихий и безобидный, словно ягненок, с помощью подобных выражений вы будете наглядно обрисованы как субъект раздражительный, сумасбродный, безответственный и отчасти ненормальный.

3. Caput canis (здесь: приписывать дурные качества - лат.) cостоит в искусстве употреблять лишь такие выражения, которые могут создать об избиваемом противнике только отрицательное мнение. Если вы осмотрительны, вас можно назвать трусливым ; вы остроумны - скажут, что вы претендуете на остроумие; вы склонны к простым и конкретным доводам - можно объявить, что вы посредственны и тривиальны; у вас склонность к абстрактным аргументам - вас выгодно представить заумным схоластом, и так далее.

4. Non habet (здесь: констатировать отсутствие - лат.). Если вы серьезный ученый, над вами легко одержать победу с помощью третьего приема, заявив, что вы тугодум, болтливый моралист, абстрактный теоретик или что-нибудь в этом роде. Но вас можно уничтожить и прибегнув к приему Non habet. Можно сказать, что вам не хватает тонкого остроумия, непосредственности чувств и интуитивной фантазии. Если же вы окажетесь именно непосредственным человеком, обладающим тонкой интуицией, вас можно сразить утверждением, что вам недостает твердых принципов, глубины убеждений и вообще моральной ответственности. Если вы рассудочны, то вы ни на что не годитесь, так как лишены глубоких чувств, если вы обладаете ими, то вы просто тряпка, потому что вам не хватает более высоких рациональных принципов. Ваши подлинные свойства не имеют значения - нужно найти, чего вам не дано, и втоптать вас в грязь, отправляясь от этого.

5. Negare (здесь: отрицать наличие - лат.) cостоит в простом отрицании всего вашего, всего, что вам присуще. Если вы, к примеру, ученый муж, то можно игнорировать этот факт и сказать, что вы поверхностный болтун, пустозвон и дилетант. Если вы в течение десяти лет упорно твердили, что (допустим), верите в чертову бабушку или Эдисона, то на одиннадцатом году о вас можно заявить в полемике, что никогда еще вы не поднимались до позитивной веры в существование чертовой бабушки или Томаса Альвы Эдисона. И это сойдет, потому что непосвященный читатель ничего о вас не знает, а посвященный испытывает чувство злорадства от сознания, что у вас отрицают очевидное.

6. Imago (здесь: подмена - лат.) заключается в том, что читателю подсовывается некое невообразимое чучело, не имеющее ничего общего с действительным противником, после чего этот вымышленный противник изничтожается. Например, опровергаются мысли, которые противнику никогда и не приходили в голову и которых он, естественно, никогда не высказывал; ему показывают, что он болван и глубоко заблуждается, приводя в примеры действительно глупые и ошибочные тезисы, которые, однако, не принадлежат ему.

7. Pugna (избиение - лат.) основан на том, что противнику или концепции, которую он защищает, присваивают ложное название, после чего вся полемика ведется против этого произвольно взятого термина. Этим приемом пользуются чаще всего в так называемых принципиальных полемиках. Противника обвиняют в каком-нибудь непотребном "изме" и потом разделываются с этим "измом".

8. Ulises (Улисс (Одиссей) - символ хитрости - лат.). Главное в нем - уклониться в сторону и говорить не по существу вопроса. Благодаря этому полемика выгодно оживляется, слабые позиции маскируются и весь спор приобретает бесконечный характер. Это также называется "изматывать противника".

9. Testimonia (свидетельства - лат.) основан на том, что иногда удобно использовать ссылку на авторитет (какой угодно), например, заявить - "еще Пантагрюэль говорил" или "как доказал Трейчке". При известной начитанности на каждый случай можно найти какую-нибудь цитату, которая наповал убьет противника.

10. Quousque... (доколе... - лат.) аналогичен предыдущему и отличается лишь отсутствием прямой ссылки на авторитет. Просто говорят: "Это уже давно отвергнуто", или "Это уже пройденный этап", или "Любому ребенку известно", и так далее. Против того, что опровергнуто таким образом, не требуется приводить никаких новых аргументов. Читатель верит, а противник вынужден защищать "давно опровергнутое" - задача довольно неблагодарная.

11. Impossibile (здесь: нельзя допускать - лат.) - не допускать, чтобы противник хоть в чем-нибудь оказался прав. Стоит признать за ним хоть крупицу ума и истины - проиграна вся полемика. Если иную фразу нельзя опровергнуть, всегда еще остается возможность сказать: "Господин Икс берется меня поучать...", или "Господин Икс оперирует такими плоскими и давно известными истинами, как его "открытие...", или "Дивись весь мир! Слепая курица нашла зерно и теперь кудахчет, что...". Словом, всегда что-нибудь да найдется, не так ли?

12. Jubilare (торжествовать - лат.) - один из наиболее важных приемов, и состоит он в том, что поле боя всегда нужно покидать с видом победителя. Искушенный полемист никогда не бывает побежден. Потерпевшим поражение всегда оказывается его противник, которого сумели "убедить" и с которым "покончено". Этим-то и отличается полемика от любого иного вида спорта. Борец на ковре честно признает себя побежденным; но, кажется, ни одна еще полемика не кончалась словами: "Вашу руку, вы меня убедили".

0

45

Правила ведения информационных войн для чайников

Данные правила призваны систематизировать и актуализировать наши знания о стратегии и тактике ведения информационных войн. Разумеется, автор не рекомендует их начинать, но вместе с тем признает, что отсутствие агрессии часто воспринимается как слабость. Выполнение этих пяти правил позволит Вам избавиться от любого противника. Главное, вдумчиво их прочитать, запомнить и применить по назначению. Помните, правила писались для смеха, но, увы, в каждой шутке есть доля шутки.

Итак, правила должны выполняться комплексно и по системе Станиславского, то есть с душой.

1. Кричите громко!

Жизненно необходимо, чтобы вы, заглушив гул недовольных масс, были услышаны в первую очередь. В общем потоке информации мозг человека выделяет только то, что и само по себе выделяется.

К тому же, большинство считает, что громкость символизирует уверенность. А потому советуем наглотаться таблеток от боли в горле, сделать зарядку для пальцев, если война идет в интернете и кричать заглавными буквами и на всех углах.

2. Всегда ссылайтесь на проверенные источники!

Проверенные вами. То есть если целевая аудитория информационной войны увидит на рамблере или яндексе надпись "Вася - дурак!", то она не станет задумываться как эта надпись туда попала. Если рамблер или яндекс вам недоступны - пробуйте маркетгид или компромат.ру. В крайнем случае, вконтактом или одноклассниками.

3. Помните, что вы - жертва!

Вы жертва, даже если вы начали эту войну. А Ваш оппонент только и ждет случая Вам напакостить. Внимательно следите за оппонентом. Он обязательно "проколется". Рано или поздно, оппонент, образно говоря, припаркуется в запрещенном месте. Либо нафлудит, либо косо посмотрит в чью-то сторону, либо не выдержит и спросит зачем вы против него идете. Будьте тут как тут.

Постарайтесь, чтобы все заметили ошибку Вашего оппонента. Раздуйте ее до невообразимых масштабов. Придайте ей драматизм. Пусть все знают, что только из-за этой ошибки все вокруг идет неправильно. Не будь этой ошибки, все было бы как раньше, хорошо и мирно. Помните, Ева тоже всего навсего была голодна...

Если ошибки не было - придумайте ее. С 95% вероятностью при соблюдении первых двух правил, все поймут, что ошибка реально имела место быть.

4. Играйте по правилам!

И пусть все это знают. Вы всегда должны иметь возможность сослаться на неправильно прописанный пункт правил и всегда объяснить это тем, что так надо. Используйте любой пункт, допусткающий кривотолоки.

Если кто-то поставит под сомнение ваше понимание правил возмутитесь, что сомневающийся - единственный в своем роде а все остальные с вами согласны. Не забудьте, что молчание - знак согласия, а пока все остальные ждут исхода, все остальные будут молчать.

Если кто-то не будет - забросайте их другими пунктами правил. Если изначально с нарушением и можно было поспорить, то сомневаясь, они уж точно что-нибудь да нарушат. Помните, вы не испытываете никаких эмоций кроме жалости и стремления к справедливости. Помните, сами вы никогда не будете делать то, чего делает ваш оппонент.

5. Будь везде, будь всегда!

Помните, не один генеральный секретарь партии был смещен во время отдыха на югах. От Вашей своевременной реакции зависит все.

Вы должны оперативно реагировать на любой выпад Вашего оппонента в Вашу сторону. Если выпад был не в Вашу сторону - скажите что выпад задевает Вас косвенно. Если выпад был не Вашего оппонента, убедите всех, что это Ваш оппонент подговорил кого-то на выпад. Если не получается, обзовите автора выпада предателем, ибо см. пункт 3.

Вы должны поддерживать личные контакты. Объяснить все одному человеку проще, чем десяти. Постарайтесь, чтобы этот один человек держал в руках власть. Постарайтесь дать этому человеку понять, что Ваш оппонент - причина всех бед, ибо см. пункт 1 и абзац 2 пункта 3. Постарайтесь дать этому человеку понять, что следующая жертва - он сам. А злодей то все равно ваш оппонент.

Заключение

В заключение еще несколько несложных дополнений:

Никогда не рассказывайте все до конца. Помните, "Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает..." и "Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник, и качает головой." имеют совершенно разные значения.

Никогда не прописывайте последствия до конца. Каждый человек имеет свои собственные страхи, которые Вы можете и не угадать, потому вовремя поставьте многозначительное многоточие, а остальное пусть каждый додумает сам в меру своей испорченности.

Всегда загребайте жар чужими руками. Везде, повторяю, везде есть люди, которые спят и видят как бы вам понравиться. Они будут просто счастливы, если вы дадите им шанс проявить себя, и ради этого они радостно кинутся отвечать на выпады против вас и лупить оппонентов по голове первым что под руку попадется. А вы при этом останетесь жертвой.

Помните, эти правила призваны помочь Вам избавиться от врага! Данная цель будет выполнена, авторы дают вам бессрочную гарантию. Когда попутно с оппонентом вы избавитесь от двух третей массовки(естественный отбор, все по Дарвину), половины друзей (а все равно предатели!) и поля битвы (ибо трава там уже не прорастет), вы можете удовлетворенно отряхнуть руки, счастливо вздохнуть, что оппонента вы таки уничтожили и тоже убраться куда побальше, ибо тут ловить уже нечего!

(c) Arlyonka

0

46

Принципы ведения спора

Ежедневно нам приходится сталкиваться с мнениями и мыслями, которые отличаются от наших. Привычка спорить, характерная для многих людей, может быть полезной в деловых беседах, но только в том случае, если вы ведете спор корректно и грамотно, соблюдая некоторые правила и принципы, о которых и пойдет речь в статье женского  журнала Lady Boss.

Осваивая культуру спора, следует овладеть самым важным - принципами ведения спора, которые:
-    позволят лучше подготовиться к ведению спора;
-    организуют и мобилизуют на победу в споре;
-    позволяют логически правильно аргументировать и последовательно отстаивать свою позицию;
-    учат учитывать достоинства и быть терпимым к недостаткам  оппонентов;
-    ориентируют на использование своих достоинств и преодоление своих недостатков.
Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип предварительной подготовки к ведению спора. В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведению спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые «заготовки», собрать и осмыслить некоторую исходную информацию.

Принцип терпимого отношения к инакомыслящим. Суть принципа заключается в том, что противоположная сторона, так же, как и вы, имеет право на свое мнение. Она так же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен быть корректен с обеих сторон.

Принцип последовательного анализа альтернатив. Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема или задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени.

Принцип корректного ведения спора. Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут Ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом.

Принцип «отстранения» в процессе ведения спора. Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и аргументированней говорит, но прежде всего тот, кто, как бы стороны наблюдая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры.

Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора. Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается. Это может быть, например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает ваши суждения и действия.

Принцип поэтапного продвижения к истине. Суть этого метода заключается в том, что эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выдвигает свои аргументы «за» и «против» того или иного подхода к решению проблемы.

Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады.

Принцип аргументированной конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы. Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы.

По материалам Бизнес леди

0

47

Общие принципы ведения спора: аргументы

Доводы (аргументы), которые спорящие, каждый из спорщиков используют для убеждения партнеров (и аудитории, если она есть) в своей правоте, издавна принято делить на две большие группы:

1) аргументы рациональные или, как говорили древние, «аргументы к делу» (мы бы сказали «по делу») — argumen-ta ad rem; кстати последнее слово — это косвенный падеж слова res — вещь, дело (res publica — общественное дело);2) аргументы иррациональные (психологические)— это «аргументы к человеку» (argumenta ad hominem), а также «доводы к аудитории».
Где искать аргументы рациональные? Они получаются из следующих источников:

1. Факты. Лучший, надежнейший вид аргументов — именно факты. Так, бес в романе Достоевского «Братья Карамазовы», убеждая Ивана в своем существовании, использует такие доводы: 1) то, что его мучит ревматизм; 2) что он простудился; потому что надевал фрак и открытый жилет, и прочее — т. е. привлекает факты. «Факты — упрямая вещь»,— это высказывание общеизвестно. Однако нередко для доказательства используют доводы, которые получены в результате обработки, а потому не вполне надежны; называют же их «фактами». Например, статистические сведения, результаты социологических опросов — вовсе не бесспорные факты, так как могут сильно искажать реальность из-за погрешностей метода, самой процедуры получения и обработки сведений.

Такие доводы, которые основаны на некоторой выборке из множества — фактах, которые должны как бы представлять собою все множество в целом (или на примерах) не всегда надежны. Делая обобщение на основании фактов, примеров, т. е. пользуясь индукцией как методом доказательства, нужно поэтому помнить:
1) если вы обладаете всеми фактами, исчерпывающими интересующее вас явление (например, установили, что все избиратели вашего участка не хотят идти на выборы), и используете эти фактические сведения для дальнейших выводов, то вы действуете с помощью так называемой «полной» индукции (это бывает очень редко);

2) как правило, в распоряжении спорящего оказываются только типичные и частные случаи (факты, примеры), которые обобщаются выводом обо всей совокупности таких случаев («неполная индукция»). Факты (примеры) могут быть и «отрицательными» (исключения), которые могут только «подтверждать правило» или общий вывод. Доказывая, нужно анализировать все доступные факты, учитывать и «отрицательные» примеры, чтобы оценить, «разбивают» они общий вывод или все же не препятствуют ему. Например: ученики А, Б и В сегодня не готовы к занятию. Можно ли использовать эти факты для доказательства того, что занятие не может быть проведено? Это зависит от того, сколько вообще учеников в данной группе и, конечно, от намерений самого учителя. Можно ли (и в каких ситуациях) использовать эти факты как аргументы того, что класс вообще всегда плохо готовится к занятию? Подумайте. Как видите, факты — вовсе не такая упрямая вещь: пожалуй, гораздо упрямее сами спорщики.

2. Авторитеты. Обращение к авторитетам — один из распространенных видов аргументов в споре. Если использовать ссылки на авторитеты как доводы, нужно помнить о том, что авторитеты должны быть приемлемы в данной аудитории, т. е. пользоваться действительным ее уважением и иметь в ней высокий статус. Так, в спорах на общие темы — философские, нравственные и т. д.— обычно ссылаются на авторитеты крупнейших философов, знаменитых писателей. Один из самых авторитетных источников — тексты Священного Писания, народная мудрость. В ученых дискуссиях авторитетами являются признанные специалисты и основатели данной области знания; так, в нашей книге мы постоянно обращаемся к авторитетам Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона и других основателей классической риторики. В политических спорах как доводы привлекаются мнения видных политических фигур, известных общественных деятелей и т. д.

3. «Заведомо истинные суждения». Это законы, теории, аксиомы и т. д., традиционно принятые в данном человеческом сообществе как безусловно верные. Так, черт в споре с Иваном Карамазовым говорит: «Обыкновенно в обществе принято за аксиому, что я падший ангел»; и тут же опровергает это общепринятое мнение. Вообще таких заведомо истинных суждений, которые могли бы быть использованы как надежные доводы в споре, в современном обществе не так много, да и есть ли они вообще? Скажем, доказывая существование внеземных цивилизаций, спорщики легко отказываются от многих, в том числе научных, общепринятых истин. Опровергнуть это нелегко.

Подобрав аргументы (или находя их в процессе спора), нужно оценить их силу. В риторике спора различают по силе аргументы:

1) Исчерпывающие. Как правило, бывает один; во всяком случае, одного, как понятно, достаточно — на то он и «исчерпывающий» аргумент. Довод, который полностью доказывает правоту некоего мнения, обнаруживается редко. В споре его рекомендуют предъявлять как «заключительный удар» по позициям противника.

2) Главные: в споре предъявляются постоянно, при любом удобном случае.

3) Спорные: такие факты, которые можно использовать и «за», и «против» доказываемой позиции; с ними нужно обращаться крайне осторожно.

4) Запасные. Рекомендуется не все доводы использовать в процессе спора; разумно приберечь несколько или хоть один (посильнее) про запас. При признаках поражения, на крайний случай, чтобы не оставаться «с открытым ртом», или при решительном штурме их будет удобно применить. Это «запасные» аргументы.

0

48

Общие принципы ведения спора: доказательства

Не менее важно, чем умело подобрать аргументы в споре, правильно использовать их в структуре доказательства. Логическое доказательство трехчленно: оно состоит из тезиса (суждения, истинность которого мы доказываем), аргументов и логической связи между ними (демонстрации).

Свернутый текст

Различают прямое и непрямое (косвенное) доказательства.

1) Прямое доказательство: даны аргументы, из них выводятся истинные суждения, а из последних — доказываемый тезис.

2) Косвенное (непрямое) доказательство: мы хотим доказать тезис и делаем это, доказывая ложность противоречащего тезису суждения.

Это можно сделать двумя путями:

а) методом «от противного» (вспомните доказательства в геометрии).

б) можно использовать «метод исключения», или «метод алиби». При этом истинность тезиса доказывается с помощью выявления ложности всех возможных альтернатив, кроме одной (тезиса). «Методом алиби» этот способ доказательства назван потому, что часто используется в судебной практике.
Понятно, что при таком доказательстве нужно, чтобы все возможности (альтернативы) были названы («круг лиц, которые могли совершить преступление, был замкнут») и чтобы «алиби» были совершенно надежны.

В обыденной жизни этот способ используется нередко при обсуждении кандидатур на какую-либо должность. Предложен список кандидатов. Чтобы доказать, что нужно отдать предпочтение «своему» кандидату, поочередно доказывают, что все остальные почему-либо не годятся на этот пост.

Рассмотрим последовательно правила, ошибки и уловки, относящиеся к трем элементам структуры доказательства.

Тезис. Требования, относящиеся к тезису: их два.

Первое: определенность, ясность, точность смысла и формулировки тезиса. «Иногда люди в своем выступлении, письменном заявлении, научной статье, докладе, лекции не могут четко, ясно, однозначно сформулировать тезис. На собрании некоторые выступающие не могут четко сформулировать 2—3 тезиса, а затем весомо, аргументирование изложить их перед слушателями. И слушатели недоумевают: зачем он выступал в прениях и что хотел доказать?» К сожалению, это суждение справедливо во всем, кроме одного: так бывает не иногда, а почти всегда. Исключение составляет как раз противоположное: умение четко, ясно, однозначно сформулировать тезис и для себя самого, и для адресата.

«Расплывчатость», «многозначность» формулировки тезиса дают большие преимущества оппонентам: всегда можно «придраться» к слишком общей формулировке, к двусмысленному или содержащему многозначные слова высказыванию.

Сенека сказал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Прежде чем выдвигать тезис, хорошенько подумайте: а что вы все-таки хотите доказать? Сформулируйте это конкретно и определенно. Тезис, сформулированный в виде высказывания: «Налоги следует уменьшить» легко оспорить и опровергнуть: «Как, все налоги? Что значит «уменьшить»? И т. д.

Второе: на протяжении спора выдвинутый и обсуждаемый тезис должен оставаться тем же самым. За этим нужно внимательно следить: самой распространенной логической ошибкой (или уловкой, если это делается специально) спорщиков является «подмена тезиса» (его «сужение»/или упрощение/или, наоборот, «расширение»). Говорящему приписывают более удобный для критики тезис, который затем и опровергают, и часто вполне успешно («передергивание»; «скачок»).

Аргументы. Требования к аргументам — истинность, непротиворечивость, достаточность. Аргументы должны быть истинны сами по себе и не зависеть от тезиса.

Ошибки и уловки спорщиков, относящиеся к аргументам:

1) истинность тезиса доказывается аргументами, а истинность аргументов — тезисом: «порочный круг». Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда; снотворное усыпляет, потому что оказывает снотворное действие; стекло прозрачно, потому что сквозь него все видно — вот высказывания, построенные по этой модели;

2) «предвосхищение вывода». Это нечаянное или намеренное «опережение событий» — недоказанные аргументы подаются как прочные, весомые, доказанные основания к тезису (выводу). Для примера возьмем риторический вопрос («предвосхищение выводов» как уловка в споре и вообще в аргументирующей речи очень часто используется именно в риторическом вопросе): Следует ли нам продолжать разрушительный курс на реформы или все же лучше вернуться к испытанному, стабильному государственному регулированию экономики? То, что этот курс разрушительный, а государственное регулирование в создавшейся реальной ситуации — курс стабильный, не может быть аргументом (это еще нужно доказать). Слушатель же «подталкивается» говорящим к опережающему это доказательство выводу.

3) «Ложность оснований» — ошибка в аргументах— неверные факты, ненадежные и ошибочные данные и т. д.— любые ложные суждения, которые используются как аргументы. Это, как и предыдущие случаи нарушений логики доказательства, может быть и ошибкой, и уловкой говорящего.

Демонстрация. Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики. Поскольку подробное рассмотрение этих законов не входит в круг наших задач, назовем только самые распространенные в реальной деятельности спорщиков ошибки и уловки, относящиеся к демонстрации.

1) Ошибка (уловка), которую называют «не следует», состоит в том, что создают только видимость логической связи между аргументами и тезисом (выводом), используя слова следовательно, итак, таким образом и т. п. Например: из того, что при археологических раскопках не обнаружено проволоки, не следует, что в древности люди пользовались беспроволочным телеграфом. Психологические ассоциации не должны подменять логическую связь между аргументами и тезисом.— Огурцы подешевели, — говорит в осеннем выступлении «экономист». — Значит, экономика идет на подъем!

2) «От сказанного с условием — к сказанному безусловно» — одна из самых частотных ошибок или один из специальных риторических приемов в споре. В этом случае аргумент, истинный только при соблюдении некоторых ограничений, начинают использовать как истинный безусловно. Например, то, что автомобили выделяют вредные для здоровья людей газы, нельзя использовать как аргумент к тезису, что производство автомобилей нужно запретить.

3) «Поспешное обобщение»: это ошибка (или уловка) при индуктивном умозаключении.

— Ученик А не готов к занятию. Ученик Б тоже не готов. И В не готов. Что ж, весь класс не подготовился к уроку,— говорит учитель.

— Мать отругала меня. Отец выпорол. Родители меня не понимают. Никто на свете не любит меня,— думает ребенок.

4) «После этого — не значит поэтому»: предшествующее по времени событие понимается как. причина другого, последующего события. На этой ошибке основан анекдот о таракане, которому ученые отрывали поочередно все ноги, и когда при стуке по столу он не побежал, а остался на месте, заключили, что органы слуха у таракана находятся в ногах. Вспомните также суеверие о черной кошке, перебежавшей дорогу, и многое подобное.

5) Ошибки при заключениях по аналогии. В спорах и рассуждениях на исторические и политические, нравственные темы очень часто используются умозаключения по аналогии, т. е. по сходству явлений (по некоторым признакам или отношениям). Таковы исторические примеры и свидетельства. В таких областях, как история, философия, нравственность и друтие «гуманитарные» сферы жизни, аналогии бывают нестрогими, т. е. дают основания лишь для вероятных заключений. Не следует забывать об этом. Если совпадающих (аналогичных) признаков у сравниваемых явлений немного, если такие признаки несущественны, то аналогия вообще может привести к ложному заключению. Таковы, как правило, результаты использования аналогии между человеческим обществом и биологическими сообществами, между умственной деятельностью человека и деятельностью его организма и т. д. Это — ошибки вульгарного материализма.

6) Ошибки в дедуктивных умозаключениях. Это ошибки в построении силлогизмов. Например: «Законно ли... строить силлогизм: большевизм победил в России, большинство населения России русские. Стало быть, русские — это большевики. Такой пунктик — классический пример подстановки, разбираемый в начальном курсе логики. И в нем не больше правды, чем в утверждении: раз фашисты завоевали Францию — значит, французы — фашисты».

0

49

Общие принципы ведения спора: ошибки и подтасовки

В споре, как известно, говорящие (спорщики) часто используют аргументы иррациональные (психологические), которые представляют собой обращение к эмоциям, чувствам, желаниям и ишересам адресата. Это «доводы к человеку» (ad hominem) и что воды к аудитории». Как правило, они используются участниками спора сознательно: чем искусней спорщик, тем свободнее он владеет арсеналом таких аргументов и тем этот арсенал богаче.
«Доводы к человеку» и «к аудитории» — это обращение к предрассудкам, к чувствам, к желаниям, к интересам адресата.

Свернутый текст

Разновидностью «доводов к человеку» является частая уловка спорщиков — «переход на лица», когда от предмета спора, от обсуждаемого тезиса переходят к обсуждению и оценке личности оппонента. Таковы, например, следующие «доводы»: Ты еще маленький (уже старый); Женщине не понять; Мужчины не способны оценить и т. п.

«Доводы к аудитории» — это высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к интересам публики. Такие высказывания, как правило, содержат эмоционально-оценочную лексику и «подают» слушателю действительность, уже обработанную, оцененную говорящим. Так, предпринимателя можно назвать бизнесменом, а можно — торгашом или спекулянтом; осторожность — предусмотрительностью или трусостью, и т. д.

Аргументы, обращенные к интересам аудитории, воздействующие на мотивы слушающих, чаще всего затрагивают:
1) чувство собственного достоинства собравшихся. Говорящий «подсказывает» им, что считает их здравомыслящими, благородными, проницательными, разумными,— вообще создает у аудитории «положительный имидж» себе самой. Вы практичные рассудительные люди,— говорит спорящий, обращаясь к аудитории,— а потому, конечно, согласитесь, с тем, что... (следует тезис, защищаемый оратором); Любой благородный человек поддержит мою позицию, — взывает он к адресату;

2) материальные, экономические, социальные интересы публики. Каждая девушка найдет себе в Третьем Рейхе жениха,— обещал Гитлер, обращаясь к толпе, оспаривая своих оппонентов и соперников;

3) физическое благополучие, свободу, удобства, привычки публики — еще один источник таких аргументов. Если вы согласитесь с позицией моего оппонента — потеряете свободу, а то и жизнь — вот одна из распространенных моделей аргументации такого рода.

Источник: http://webapologet.ru/

Отредактировано lili (Чт, 25 Июн 2009 13:20:36)

0


Вы здесь » Ра z говорник » Духовное самосовершенствование » Искусство спора