Внезапная смерть актера Владислава Галкина снова обострила разговоры о проблеме ранней смертности мужчин в России... Свою точку зрения на этот счет газете ВЗГЛЯД высказал президент Общества специалистов доказательной медицины, соучредитель Российской коалиции «За контроль над алкоголем», кандидат медицинских наук Кирилл Данишевский.
− Как и почему умирают молодые? Предварительной причиной смерти Владислава Галкина названа остановка сердца, сопровождающаяся острым панкреатитом...
− «Остановка сердца и острый панкреатит» – звучит просто смешно как причина смерти молодого здорового мужчины. Это трагедия, когда молодые, талантливые, востребованные уходят раньше времени. Бывают, конечно, в таком возрасте редчайшие случаи, когда, например, тромб оторвался и блокировал кровоснабжение. Но в 99% случаев, если это не травма или несчастный случай, смерть наступает после приема дозы алкоголя, близкой к смертельной. Чаще всего на следующий день.
− А какая она, смертельная доза?
− Для молодого мужчины весом 70−90 кг – 300−400 мл спирта, то есть примерно бутылка водки или коньяка, или другого крепкого алкоголя. Если выпить эту дозу в течение, скажем, ночи, вероятнее всего, ничего и не будет. А если за короткий промежуток времени – два−три часа, то раз-другой, может быть, и обойдется, а на третий скорая помощь, даже если приедет вовремя, сможет только констатировать смерть.
− Что происходит с человеком в это время?
− На самом деле до конца этот механизм еще не изучен. Но достоверно установлен факт, что при резком повышении концентрации алкоголя в крови до 1,5−2 промилле водители ритма в сердце сбиваются, оно перестает ритмично сокращаться и перекачивать кровь. То есть оно как бы еще бьется, трепыхается, но кровь уже не качает, соответственно, органы перестают снабжаться кровью.
− Неужели современная развитая и высокотехнологичная медицина бессильна?
− В данном случае врачи ничего уже не успевают сделать. Объективно. Наступает внезапная коронарная смерть. Что характерно, в общей структуре сердечно-сосудистой смертности (это лидирующая причина смерти во всем мире) в развитых странах эта внезапная коронарная смерть составляет 5−7%, а в России – 15−20%. При этом можно не сомневаться, что во многих случаях наши врачи ставят диагноз «инфаркт» или указывают другие причины. Так что реальный процент этих смертей в нашей стране, где подавляющее большинство мужчин умирают преждевременно, гораздо выше. И выявляется четкая закономерность – как правило, смерть наступает не сразу после злоупотребления, а на следующий день. Именно поэтому у нас дико подскакивает смертность в затяжные новогодние праздники. Просто дико подскакивает.
Можно говорить, что пьет Россия – от нищих рабочих в северных регионах до творческой интеллигенции – не от хорошей жизни, но разве этот факт хоть как-то может компенсировать потерю молодых, здоровых, востребованных людей?
Для справки: суточная безопасная норма алкоголя для мужчины составляет 75 г этилового спирта. То есть примерно стакан водки или другого крепкого алкоголя. К несчастью, для огромной части российских мужчин, независимо от их социального статуса, это что-то вроде начальной дозы…