Ли́вия Друзи́лла, после 14 года Ю́лия Авгу́ста или Ли́вия Авгу́ста (лат. Livia Drusilla, Julia Augusta, Livia Augusta. ) (28 сентября 58 до н. э., Рим - 29, Рим) - римская императрица, жена Октавиана Августа (38 до н. э. - 14), мать императора Тиберия, бабка императора Калигулы, прабабка императора Клавдия, и прапрабабка императора Нерона. Была обожествлена императором Клавдием. Самая могущественная и почитаемая женщина за всю историю Древнего Рима.
Ливия родилась 28 сентября 58 года до н. э. в семье Марка Ливия Друза Клавдиана, восходящего корнями к Аппию Клавдию Цеку и его жены Авфиды, дочери Авфидия Луркона из плебейского сословия, трибуна 61 года до н. э. Скорее всего она была второй дочерью в семье.
В 42 году до н.э. ее выдают замуж за Тиберия Клавдия Нерона, ее двоюродного брата по отцу, которому к тому моменту исполнилось 43 года. Ее отец и муж поддерживали сторону убийц Цезаря, Брута и Кассия, и воевали против Октавиана во время филиппийской войны. После битвы при Филиппах ее отец был вынужден покончить с собой.
Ее муж продолжает выступать против Октавиана, сначала на стороне Секста Помпея, потом Марка Антония и его брата, Луция Антония. В 40 году до н. э. семья вынуждена бежать из Рима, опасаясь проскрипций и преследования со стороны Октавиана. Сначала Тиберий и Ливия устремились на Сицилию, а потом вынуждены были искать спасения в Греции, причем на руках у них уже был маленький Тиберий. В 39 году до н. э. Октавиан провозгласил амнистию и Ливия с мужем смогли вернуться в Рим. В то время Ливия была беременна вторым сыном, Друзом, который родился в самом начале 38 года до н.э. Ходили слухи, что он был сыном Октавиана, а не Тиберия Клавдия.
Легенда гласит, что Октавиан влюбился в Ливию с первого же взгляда, когда она была ему представлена в 39 году до н.э. Так или иначе, но он развелся со своей второй женой Скрибонией в тот самый день, когда она родила ему дочь, Юлию Старшую. Тогда же Тиберий Клавдий был вынужден развестись с Ливией, которая была на шестом месяце беременности.
14 января у Ливии родился сын, а 17 января, презрев все традиционные условности (римляне не могли жениться менее, чем через определенный срок после развода) Октавиан и Ливия сыграли свадьбу. На свадьбе присутствовал и ее бывший муж, как отец ее детей. На момент свадьбы Ливии было 19 лет, Октавиану - 24 года.
После самоубийства Марка Антония Октавиан, взяв имя Цезарь Август, стал единоличным правителем государства. Ливия всегда принимала большое участие в делах государства и выступала советником и помощником Августа. С 35 года до н. э., когда Август дал ей право самостоятельно распоряжаться финансами и иметь своих клиентов, она еще активнее занялась политикой, вводя в высшие государственные круги достойных по ее мнению людей. Политической карьерой ей были обязаны многие, в том числе будущий император Гальба, а так же отец Отона.
Поскольку в браке с Августом детей у них не было, а единственным родным ребенком императора была Юлия Старшая, Ливия также стремилась обеспечить властью своих детей. Тиберий стал третьим мужем своей сводной сестры Юлии (в 11 году до н. э.), а за Друза выдали любимую племянницу императора Антонию Младшую. В 4 году Август признал Тиберия как своего наследника.
Добившись высших государственных постов и блестящего будущего для своих детей, Ливия старалась всеми силами обеспечить непоколебимость их позиций. Она ограждала позиции Тиберия от любого колебания. Так, начиная с 23 года до н. э. один за другим скончались или были казнены все, кто мог претендовать на престол:
Марцелл (23 до н. э.), племянник Августа;
Луций Випсаний Агриппа (2) и Гай Випсаний Агриппа (4), дети Юлии Старшей от второго брака с Марком Випсанием Агриппой, усыновленные Августом под именами Луций Юлий Цезарь и Гай Юлий Цезарь Випсаний, поочередно признанные Августом наследниками;
Агриппа Постум (14) - последний сын Юлии Старшей.
Тацит прямо говорит, что эти смерти были на совести Ливии, которая расчищала таким образом место своим детям (Анналы, 1.3, 1.6). То же можно найти у Диона (53.33.4, 55.10A, 55.32; 57.3.6). Однако Светоний не говорит о причасности Ливии к их гибели ни слова, но и он утверждает, что Август избрал своим преемником Тиберия лишь потому, что более достойных кандидатур не осталось.
Дион же в своих подозрениях идет еще далее, и утверждает что Ливия отравила самого Августа в 14 году при помощи пропитанных ядом фиг. Однако этого не подтверждают ни Светоний, ни Тацит.
В семейной жизни брак Ливии и Августа можно считать счастливым. Она была его любимым советником, к словам ее он прислушивался, а к советам относился с большим почтением. Практически все свое время она находилась рядом с ним, до самых часов его смерти. Он умер 19 августа 14 года в Ноле, на руках у нее и Тиберия. На момент смерти ему было 75, а ей 70 лет. Вместе они прожили 51 год.
После смерти Август был обожествлен сенатом. По его завещанию треть своего состояния он оставил Ливии, а две трети - Тиберию. Также своим завещанием он причислял Ливию к патрицианскому роду Юлиев и давал ей имя Юлия Августа, закреплявшее за ней ее высокий статус.
Тиберий, теперь император, поначалу очень часто появлялся с ней в обществе. С 20 года высказывания против нее считались государственным преступлением. В 24 году она удостоилась чести сидеть на играх или в театре вместе с весталками. По сути, она являлась скрытым правителем государства.
Однако очень скоро Тиберий охладел к матери и ее неограниченной власти. Он накладывает вето на попытку сената присвоить ей титул Mater Patriae ('Мать отечества'), аналогичный титулу императоров Pater Patriae ('Отец отечества') . Тацит утверждает, что даже отъезд Тиберия на Капри был вызван тем, что он не мог выносить более свою мать.
За все время, что Тиберий отсутствовал в Риме, они виделись всего лишь один раз. Августа продолжала пользоваться почти неограниченной властью, вплоть до того, что заступалась перед судьями за своих доверенных лиц (Ургуланилла, говорившая, что дружба с Августой поставила ее над законом; Планцина, подозреваемая в убийстве и оправданная по заступничеству Августы). В довершение всего она воздвигла в Риме статую Августа, посвященную Юлиям, на которой свое имя написала выше имени Тиберия.
В 29 году она умерла. Тиберий не поехал на похороны, послав распоряжаться погребальными церемониями Калигулу. Ее завещание он объявил недействительным, а сенату запретил воздавать ей какие бы то ни было почести.
Лишь в 42 году Клавдий восстановил ее память, воздал ей причитающиеся почести и обожествил ее, присвоив ей титул 'Божественная Августа'. В ее честь проводились игры, на которых ее статую везли в колеснице, запряженной слонами, ее статуи воздвигались рядом со статуями Августа, а женщины приносили обеты в ее имя.