Ирина Федоровна Годунова (1564-1603) - жена царя Федора.
Народу и обществу, привыкшему к жестокому царю Ивану Грозному, едва ли не полуидиотом мог показаться тихий, смирный, не любящий войн, богобоязненный Федор на троне. И действительно, сильным умом он не отличался. Однако именно эта фигура лучше всего выражает вырождение эпохи, период слабости. Слабость в таком случае не содержит отрицательного смысла, она есть признак времени, обозначение его характера. При внимательно взгляде и Борис Годунов, призванный укрепить престол своими деяниями, слабая фигура. Он, по ядовитому выражению Карамзина, «велик царицею» - не будь Борис родным братом жены Федора Иоанновича Ирины, не светило бы ему столь высокое место при царе. Не будь Ирины, не взошел бы татарский потомок Годунов на русский престол.
Женщина становится сильной в эпоху вырождения психического потенциала общества на фоне мужского угасания, и от того, насколько удается ей воспользоваться своей силой, зависит многое в рождении нового века. Чаще всего не удается.
Ирина Федоровна Годунова вошла в кремлевский терем задолго до того, как стала царицей. Семилетней девочкой её взяли во дворец за сметливость и миловидность, да и без влиятельного дяди Дмитрия Ивановича, который в 1571 году был пожалован в думу в чине постельничего, не обошлось. Ирину предназначили в жены сыну Ивана Грозного Федору. В 1580 году были отпразднованы подряд две свадьбы: Ивана Грозного с Марией Нагой и царевича Федора с Ириной Годуновой.
При дворе она вела себя так, что не раздражала сурового свекра. За неделю до смерти обезумевший Иван приставал с любовью к Ирине, но ей хватило ума так «отшить» его, что он не обиделся, а ещё больше зауважал невестку.
Иван IV умер – Федор взошел на престол. После безумств грозного царя, кровавых расправ и оргий Кремль преобразился: Федор и Ирина были набожны и тихи. Их жизнь в кремлемском дворце Карамзин называл дремотою.
«Феодор вставал обыкновенно в четыре часа утра и ждал духовника в спальне, наполненной иконами, освещенной днем и ночью лампадами. Духовник приходил к нему с крестом, благословением, Святою водою и с иконою Угодника Божия, празднуемого в тот день церковию. Государь кланялся до земли, молился вслух минут десять и более; шел к Ирине, в ее комнаты особенные, и вместе с нею к Заутрене; возвратясь, садился на креслах в большой горнице, где приветствовали его с добрым днем некоторые ближние люди и Монахи; в 9 часов ходил к Литургии, в 11 обедал, после обеда спал неменее трех часов; ходил опять в церковь к Вечерне и все остальное время до ужина проводил с Царицею, с шутами и с карлами, смотря на их кривлянья или слушая песни - иногда же любуясь работою своих ювелиров, золотарей, швецов, живописцев; ночью, готовясь ко сну, опять молился с Духовником и ложился с его благословением. Сверх того всякую неделю посещал монастыри в окрестностях столицы и в праздничные дни забавлялся медвежьею травлею – отголосок отцовского нрава. Иногда челобитчики окружали Феодора при выходе из дворца: избывая мирские суеты и докуки, он не хотел слушать их и посылал к Борису!»
Годунов издавал милостивые указы, именем царя прощал и жаловал людей, но нередко подписывал такие бумаги именем царицы Ирины, особенно в дни её рождения и другие торжественные дни – приучал народ к её фигуре.
В шведской войне, по настоянию Бориса Годунова, царь участвовал лично. Ирина сопровождала его до Новгорода. Битва окончилась благополучно для России, Федор получил три города: Ям, Иван-город, Копорье –и поспешил в Новгород к любимой супруге. Он не любил расставаться с ней.
При Федоре и Ирине царский двор украсился присутствием знаменитый изгнанников Азии и Европы: Стефан и Дмитрий – молдавские господари, хивинский царевич Мануил Мускополович – родственник византийских императоров, королева Ливонии Мария Владимировна с дочерью (о них позже).
Ирина хозяйствовала, удивляя иноземцев роскошью гостеприимства. Сохранилась бумага 1597 года, подписанная царицей Ириной, о выдаче провизии, к столу австрийского посла: «…из дворца сытного семь кубков романеи, столько же рейнского, мушкателя, Французского белого, бастру (или Канарского вина), аликанту и мальвазии; 12 ковшей меду вишневого и других лучших; 5 ведер смородинного, можжевелового, черемухового и проч.; 65 ведер малинового, Боярского, Княжего - из кормового дворца 8 блюд лебедей, 8 блюд журавлей с пряным зельем, несколько петухов рассольных с инбирем, куриц бескостных, тетеревей с шафраном, рябчиков с сливами, уток с огурцами, гусей с пшеном срацинским, зайцев в лапше и в репе, мозги лосьи (и проч.), ухи шафранные (белые и черные), кальи лимонные и с огурцами - из дворца хлебенного калачи, пироги с мясом, с сыром и сахаром, блины, оладьи, кисель, сливки, орехи и проч.»
В 1586 году в боярской среде возник заговор против царицы Ирины, которая жила с Федором уже шесть лет, а детей не было. Князья Шуйские и Романовы стали поговаривать между собой, что Федору нужно развестись с Ириной, как развелся некогда с бесплодной Соломонией его дед, Василий III. Присмотрели невесту – княжну Мстиславскую. Переговоры с царем вызвался вести митрополит Дионисий.
Во главе с Дионисием, митрополитом Московским и князем Шуйским заговорщики хотели потребовать от царя Фёдора, чтобы он разошёлся с женой, как с непроизведшей до сих пор на свет наследника. Земцы явились во дворец и подали царю Федору прошение, «чтобы он, государь, чадородия ради второй брак принял, а первую свою царицу отпустил во иноческий чин». В ряде источников указано, что Иван Грозный в своем завещании отметил, в случае бесплодия царицы Ирины, Федору развестись и взять второй женой Ирину Мстиславскую. На это и давили бояре, на исполнение воли отца.
Но царь Федор решительно отверг прошение.
А Борис Годунов совестил митрополита:
- Развод – беззаконное дело. Отцу ли церкви проповедовать его? Ирина в расцвете молодости, красоты и добродетели. Царь молод. Будут у них дети.
Дионисий винился. Княжну Мстиславскую, и не помышлявшую быть женой царя, Борис приказал постричь в монастырь. Позднее Годунов расправился с заговорщиками: сослал всех, включая Дионисия.
Царица Ирина после нескольких неудачных попыток наконец в 1592 году родила дочь Феодосию. В день крещения Феодосии Федор и Ирина простили всех опальных, всех осужденных на смерть, наделили монастыри богатой милостыней.
Борис стал уговаривать царя Федора издать закон о возможности для женщины занимать русский престол, думая о себе, потому что при Ирине, и при Феодосии ему ничто не угрожало.
В народе, ненавидевшем Бориса, загуляли шепотки, будто царица Ирина родила не дочь, а сына, но злодей Годунов приказал убить царевича, подменил мальчика девочкой, чтобы у неё, женщины, не было прав на престол. Феодосия вскоре умерла. Её смерть тоже приписали козням Бориса.
Больше детей у Федора и Ирины не было, как ни молили они Бога о детях.
Позднее, в годы Смуты, после падения Лжедмитрия I, среди терских казаков, у атамана Бутырина, объявился некий Илья, назвавший себя сыном Федора Петром, подмененным Борисом. Этот «Петр» соблазнил за собой некоторых доверчивых людей.
1 января 1598 года, благополучно процарствовав 14 лет, царь Федор скончался. Патриарх Иов в «Житии царя Федора» утверждает, что умирающий вручил скипетр Ирине.
Избирательные грамоты Годунова и позднее царя Михаила Романова повествуют: «После себя великий государь оставил свою благоверную, великую государыню Ирину Федоровну, на всех своих великих государствах».
Впервые за всю русскую историю женщина была провозглашена Вседержавной царицей России. Эта женщина представляла не род Рюриковичей, а род Годуновых.
8 января погребли Федора.
А 16 января царица Ирина внезапно объявила свою волю: принять иноческий образ, променять престол на монастырскую келью. Она покинула Кремль и в Новодевичьем монастыре под именем Александры стала монахиней, как и полагалось в России знатным вдовам. Ирина, имея светлый ум, но не очень крепкое здоровье, осознавая все проблемы царствования, править страной не хотела.
Вслед за царицей в монастырь последовал Борис Годунов. Он не постригся в монахи, а сидел с сестрой в келье и оплакивал царя Федора.
Кремлевский трон был пуст.
В феврале перед Масленицей открыл Собор, на котором патриарх Иов объявил, что царица Ирина просила благословить на царство её брата Бориса.
Духовенство, некоторые князья и бояре в окружении народа отправились в Новодевичий монастырь звать Бориса на царство. Годунов слышать не хотел о престоле.
На следующий день патриарх, собрав народ с женами и грудными младенцами, повел его просить царицу, ныне инокиню Александру, благословить брата на престол.
« - Если же опять царица и ее брат окажут, - грозил патриарх, - то отлучим Бориса Федоровича от церкви, снимем с себя святительские саны, сложим панагии, оденемся в монашеские рясы и запретим службу во всех церквах.
Брат и сестра выслушали патриарха. Борис воскликнул, обращаясь к Ирине:
- Это ли угодно тебе, моей великой государыне, что такое великое бремя на меня возложила и предаешь меня на такой превысочайший царский престол, о котором и на разуме у меня не было? Я всегда при тебе хочу быть и святое, пресветлое равноангельское лицо твое видеть.
Ирина возразила:
- Против воли Божией кто может стоять? И ты бы, безо всякого прекословия повинуясь воли божией, был всему православному христианству государем.
Годунов сдался.
- Буди Святая Твоя воля, Господи! Настави меня на путь правый, и не вниди в суд с рабом твоим. Повинуюсь тебе по желанию народа.
Патриарх и все присутствующие пали ниц. Иов благословил Бориса»
Эта комедия была описана в официальной грамоте, утвержденной об избрании Бориса на царство. Брат и сестра Годуновы заранее обдумали и разыграли спектакль с одной целью: возвести Бориса на престол, создав для народа и, главное, для бояр, среди которых были знатные претенденты, видимость нежелания Бориса занять место в истории, не слишком подходящее его происхождению.
Иринины палаты в Новодевичьем монастыре
Ирина умерла в монастыре в 1603 году. Изучение её останков в 2001 году антропологом Д. Пежемским (НИИ и Музей антропологии МГУ) и гистологом В. Сычевым (Бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы) показало, что какое-то заболевание, которым страдала Ирина, возможно наследственное, привело к значительной патологии костных тканей, что сказалось на опорно-двигательном аппарате этой еще не старой женщины. В последние годы жизни ей, вероятно, было трудно ходить. Обострению болезни, возможно, способствовали и тяжелые условия жизни в монастыре — холодные каменные палаты, аскетизм монашеского бытия. Также обнаружена патология в области таза, которая повлияла на способность вынашивать детей.
Злая сплетня же в 1603 году приписала и эту смерть козням Бориса, якобы боявшегося возвращения сестры в Кремль на свое великодержавное место.